Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения. [2]
В условиях огосударствленной социалистической экономики потребность в страховании была минимальной. При переходе к рыночной экономике потребность в страховании резко возрастает, создавая основу для быстрого развития страхового рынка. В настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. Во-первых, это негосударственный сектор хозяйства, имеющий естественную потребность в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку.
Второй источник спроса на страховые услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно-коммунального хозяйства, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения. Для приватизированного жилого фонда, доля которого в общем количестве квартир составляет уже свыше 30%, необходимость страхования является бесспорной.
Третий источник спроса на страховую защиту - это широкие массы населения. Гарантии, предоставляемые системой государственного социального страхования, находятся значительно ниже планки жизненного уровня. Государство снимает с себя обязанность постоянной опеки над своими гражданами, предоставляя им виданную ранее свободу действий. В этих условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и имущественного страхования, гарантирующих поддержку граждан и домашних хозяйств в критических ситуациях, материальное обеспечение в старости, предоставление качественных медицинских услуг многое другое.
В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.03.2010 было зарегистрировано 685 страховых организаций. Из них 13 не проводили страховые операции и 24 не представили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работали 768 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 83 компании, что составляет 12% от общего количества работающих страховых организаций.
Количество компаний, которые находятся на рынке, но не собирают страховых премий (их сборы равны нулю) сохраняется на прежнем уровне. В 1 квартале 2009 года насчитывалось 58 таких компаний, а в 1 квартале 2010 - 57.
На рынке наблюдается тенденция к увеличению концентрации страхового бизнеса. В целом по рынку (с ОМС) десятка лидеров собирает 46% премий (на 3 процентных пункта выше, чем в прошлом году), сотня лидеров - 90% совокупных премий. На рынке добровольного страхования в сумме с ОСАГО концентрация выше, и также растет по сравнению с 1 кварталом 2009 года.10 компаний собирают 58% совокупного объема (рост на 4 процентных пункта), 100 компаний - 92%.
Таблица 1 - Динамика концентрации страховых компаний на рынке в 2009 - 2010 гг.
2009 |
2010 | |||
Всего по страховому рынку (включая ОМС) |
Добровольное страхование + ОСАГО |
Всего по страховому рынку (включая ОМС) |
Добровольное страхование + ОСАГО | |
10 компаний-лидеров |
43,2% |
54,1% |
46,0% |
58,1% |
20 компаний-лидеров |
58,3% |
68,2% |
61,6% |
71,8% |
50 компаний-лидеров |
77,0% |
83,6% |
78,9% |
84,8% |
100 компаний-лидеров |
88,6% |
91,0% |
89,7% |
92,1% |
100 компаний-аутсайдеров |
0,0012% |
0,00001% |
0,0025% |
0,00001% |
Количество крупных страховщиков, имеющих долю рынка более 1%, снижается относительно уровня 2009 года. Однако, совокупный объем премии, который собирают эти компании остается на прежнем уровне - 60% для рынка всего с ОМС и 70% для добровольного страхования в сумме с ОСАГО.
Статьи по теме:
Понятие и виды валютных операций
Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации осуществляются через уполномоченные банки. Уполномоченными, банками называются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального Банка Российской Федерации на проведение валютных операций.
Валютные ...
Бухгалтерский учет операцию по кредитованию
физических лиц
Потребительский кредит – кредит с рассрочкой платежа для приобретения потребительских товаров.
Потребительские кредиты различаются по срокам и бывают краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Особенность среднесрочного потребительского кредита в том, что ссуда выдается в размере стоимости п ...
Государственные ценные бумаги
В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные ден ...