Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Материалы » Социальное страхование на территории Республики Беларусь » Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Страница 4

При оценке достоинств и недостатков накопительной и распределительной систем нельзя не обратить внимание на размер административных расходов по управлению активами пенсионных фондов. Эта работа очень трудоемкая и объективно сопряжена с высокими расходами. В странах с накопительными пенсионными планами, несмотря на принимаемые меры, такие расходы на порядок выше чем в странах с солидарными пенсионными системами. Это также является важным недостатком накопительных систем.

Из опыта стран, применяющих накопительную пенсионную систему, следует, что она реально распространена лишь на 36% населения страны. Остальные 64% в соответствии с законодательством получают социальную защиту через систему социальных и минимальных пенсий, социальных пособий из средств государственного бюджета, формируемого за счет общих налогов. Напрашивается вывод, что система рассчитана на трудящихся со стабильно высокими доходами, занятыми в государственном или частном секторе экономики, пенсионные отчисления за которых производятся работодателем. Но в таком случае и накопительная пенсионная система должна оцениваться не только по показателям эффективности чисто накопительной части, но с учетом уровня защищенности всех граждан страны, с учетом всех расходов на социальную защиту.

По словам координатора департамента специальных исследований Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) Андраса Утоффа, пенсионная накопительная система, долгое время находившаяся вне критики, на практике оказалась достаточно затратной с точки зрения нагрузки на госбюджет и, что самое главное, не произвела ожидаемого эффекта.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для введения обязательного накопительного элемента в государственной системе социального страхования Беларуси в настоящее время нет основ, прежде всего - экономических.

На данном этапе предпочтительным является внедрение принципа добровольного участия в накопительной пенсионной системе. При этом важным представляется не только накопление, а нечто большее - новая философия зарабатывания средств на старость.

Механизм добровольного пенсионного страхования получил достаточно широкое распространение в развитых странах. К примеру, в Германии и США им пользуются около половины населения. Движущим стимулом развития этих систем является то, что государства не только гарантируют сохранность пенсионных накоплений, пресекая злоупотребления и наказывая нарушителей законов, но и всячески стимулируют рост накопительных пенсионных фондов. Главная роль в этой сфере отведена налоговому регулированию. В частности, взносы в пенсионные фонды как работников, так и работодателей, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом в течение всего периода накопления.

В нашей стране такая система пока не получила достаточного развития. Из почти 10 млн. жителей Беларуси о дополнительных пенсиях задумались лишь 100 тыс. человек (10%). Одна из причин этого - отсутствие практики такого страхования, а также бедность населения. Серьезным ударом по добровольному накопительному страхованию явилось решение об обложении взносов по страхованию жизни и пенсий 35% -ным налогом на социальное страхование (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2004 г. №860). Отныне каждое предприятие, решившее обеспечить своих работников дополнительной пенсией, должно платить еще 35% в Фонд социальной защиты населения. Конечно, это не лучшим образом повлияет на развитие дополнительного пенсионного страхования.

В выборе путей развития пенсионной системы должен использоваться весь спектр возможностей, включая дополнительное пенсионное страхование. Это тем более важно, что накопительная система не является безальтернативной. В конце концов, и это убедительно доказывают международные эксперты, распределительная и накопительная системы - всего лишь способ финансирования. Конечный результат - уровень пенсионного обеспечения - зависит от объемов производства, т.е. от экономического состояния страны [9, с.10].

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Оценка обслуживания юридических лиц в деятельности ОАО «Ханты-мансийский банк»
Сегодня Ханты-Мансийский банк – универсальная кредитная организация федерального значения, имеющая диверсифицированную ресурсную базу и осуществляющая весь спектр операций на финансовом рынке. Банк создан для объединения и аккумулирования денежных ресурсов предприятий, организаций и учреждений Хан ...

Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ
Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного расчетного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики. Начиная с момент ...

Операции Национального банка с ценными бумагами
В соответствии со ст. 55 БК РБ Национальный банк (НБ РБ) Национальный банк при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, устанавливает технические требования к их изготовлению, а также осуществляет операции с ценными бумагами. НБ РБ оказывает посреднически ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru