Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Материалы » Социальное страхование на территории Республики Беларусь » Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Страница 4

При оценке достоинств и недостатков накопительной и распределительной систем нельзя не обратить внимание на размер административных расходов по управлению активами пенсионных фондов. Эта работа очень трудоемкая и объективно сопряжена с высокими расходами. В странах с накопительными пенсионными планами, несмотря на принимаемые меры, такие расходы на порядок выше чем в странах с солидарными пенсионными системами. Это также является важным недостатком накопительных систем.

Из опыта стран, применяющих накопительную пенсионную систему, следует, что она реально распространена лишь на 36% населения страны. Остальные 64% в соответствии с законодательством получают социальную защиту через систему социальных и минимальных пенсий, социальных пособий из средств государственного бюджета, формируемого за счет общих налогов. Напрашивается вывод, что система рассчитана на трудящихся со стабильно высокими доходами, занятыми в государственном или частном секторе экономики, пенсионные отчисления за которых производятся работодателем. Но в таком случае и накопительная пенсионная система должна оцениваться не только по показателям эффективности чисто накопительной части, но с учетом уровня защищенности всех граждан страны, с учетом всех расходов на социальную защиту.

По словам координатора департамента специальных исследований Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) Андраса Утоффа, пенсионная накопительная система, долгое время находившаяся вне критики, на практике оказалась достаточно затратной с точки зрения нагрузки на госбюджет и, что самое главное, не произвела ожидаемого эффекта.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для введения обязательного накопительного элемента в государственной системе социального страхования Беларуси в настоящее время нет основ, прежде всего - экономических.

На данном этапе предпочтительным является внедрение принципа добровольного участия в накопительной пенсионной системе. При этом важным представляется не только накопление, а нечто большее - новая философия зарабатывания средств на старость.

Механизм добровольного пенсионного страхования получил достаточно широкое распространение в развитых странах. К примеру, в Германии и США им пользуются около половины населения. Движущим стимулом развития этих систем является то, что государства не только гарантируют сохранность пенсионных накоплений, пресекая злоупотребления и наказывая нарушителей законов, но и всячески стимулируют рост накопительных пенсионных фондов. Главная роль в этой сфере отведена налоговому регулированию. В частности, взносы в пенсионные фонды как работников, так и работодателей, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом в течение всего периода накопления.

В нашей стране такая система пока не получила достаточного развития. Из почти 10 млн. жителей Беларуси о дополнительных пенсиях задумались лишь 100 тыс. человек (10%). Одна из причин этого - отсутствие практики такого страхования, а также бедность населения. Серьезным ударом по добровольному накопительному страхованию явилось решение об обложении взносов по страхованию жизни и пенсий 35% -ным налогом на социальное страхование (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2004 г. №860). Отныне каждое предприятие, решившее обеспечить своих работников дополнительной пенсией, должно платить еще 35% в Фонд социальной защиты населения. Конечно, это не лучшим образом повлияет на развитие дополнительного пенсионного страхования.

В выборе путей развития пенсионной системы должен использоваться весь спектр возможностей, включая дополнительное пенсионное страхование. Это тем более важно, что накопительная система не является безальтернативной. В конце концов, и это убедительно доказывают международные эксперты, распределительная и накопительная системы - всего лишь способ финансирования. Конечный результат - уровень пенсионного обеспечения - зависит от объемов производства, т.е. от экономического состояния страны [9, с.10].

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Оценка кредитного риска и основные направления по его снижению
Кредитный риск может быть определен как неуверенность кредитора в том, что должник будет в состоянии и сохранит намерения выполнить свои обязательства в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Таким образом, кредитные риски – основа банковского дела, а управление ими традиционно ...

Ипотечные механизмы выкупа недвижимости
Важно подчеркнуть: предметом ипотеки может быть не только безусловное право собственности, но и право долгосрочного (как правило, более 49 лет) пользования недвижимым имуществом, т. е. аренда. Последнее обстоятельство особенно значимо применительно к земельным участкам. Как известно, в московской ...

Государственный рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг – отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на боль ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru