Правовая природа договора банковского счета

Материалы » Договор банковского счета » Правовая природа договора банковского счета

Правовая природа договора банковского счета носит спорный характер. Е.А. Суханов полагает, что банковский счет есть средство организации и осуществления расчетов, а также форма договора, заключенного между банком и клиентом[16]. Согласно мнению Курбатова А.Я., следует воспринимать банковский счет в качестве объекта правовой деятельности[17].

Кроме того, в юридической науке существует, как минимум, два основных подхода по вопросу о месте договора банковского счета в системе организации безналичных расчетов[18]. В представлении ряда авторов, договор банковского счета является самостоятельным видом договоров. В свою очередь, по мнению сторонников другого подхода, договор банковского счета относится к смешанным типам договоров, содержащим элементы займа, поручения, хранения, комиссии[19]. В.П. Емельянцев полагает, что «по своей правовой сущности договор банковского счета представляется как некая совокупность договоров поручения, агентирования, хранения и собственно самого договора возмездного оказания услуг»[20]. Тем не менее, договор банковского счета является вполне самостоятельным и законодательно обособленным от смежных видов.

Вопрос о том, можно ли признать договор банковского счета публичным, по-разному решается в литературе. По мнению одних авторов, указанный договор следует считать публичным. Другие полагают, что он таковым не является.[21] Имеется точка зрения, согласно которой публичность договора имеет место в тех случаях, когда клиентом является физическое лицо. Соответственно договор банковского счета с юридическим лицом не рассматривается в качестве публичного. Представляется правильным мнение тех авторов, которые договор банковского счета публичным не считают. Для такого вывода имеются следующие формальные основания. Статья 426 ГК содержит два признака публичного договора. Во-первых, коммерческая организация обязана заключить такой договор по требованию потребителя при наличии у нее соответствующих возможностей. Во-вторых, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Первый признак публичного договора в правовом режиме договора банковского счета имеется (п. 2 ст. 846 ГК), а второй отсутствует. Следовательно, анализ действующего законодательства не дает оснований для отнесения договора банковского счета к числу публичных[22].

Договор банковского счета относится к числу консенсуальных договоров. Для признания его заключенным и вступившим в силу требуется лишь подписание соглашения между физическим или юридическим лицом – владельцем счета и банком, который должен незамедлительно открыть счет. Этот договор является двусторонним и возмездным[23].Он порождает права и обязанности у каждой стороны правоотношения. Соответственно основанием обязанности одной стороны является выполнение другой стороной правоотношения своих встречных обязательств по договору. Таким образом, договор банковского счета является казуальной сделкой.

Статьи по теме:

Особенности комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве
Комплекс маркетинга - набор допускающих контроль переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Комплекс маркетинга включает в себя четыре составляющих: товар, цена, методы распределения, методы стиму ...

Анализ страхового рынка в России
На рынке продолжается сокращение числа операторов. В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.03.2010 было зарегистрировано 685 страховых организаций. Из них 13 не проводили страховые операции и 24 не представили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работали 768 к ...

Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
В Республике Беларусь в практике денежно-кредитного регулирования все шире используется инфляционное таргетирование — ежегодное определение целевого показателя инфляции. Оно зародилось как реакция на утрату эффективности таргетирования денежных агрегатов. Законодательством Беларуси установлено, ч ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru