Повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний

Материалы » Страхование как фактор инновационного развития России » Повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний

Страница 1

Чтобы страховые компании могли являться полноправными участниками экономических отношений они должны удовлетворять требованиям финансовой устойчивости. Это проблема является еще более актуальной, если рассматривать страховые компании как фактор инновационного развития. Поскольку помощь инновационным предприятиям должны оказывать только финансово устойчивые компании с высоким уровнем платежеспособности, способные в любой ситуации ответить по своим обязательствам. Одной из главных причин, из-за которых страховой рынок развивается не так быстро как хотелось бы, и не занимает более весомое место в экономики страны, является недоверие к страховым компаниям со стороны страхователей и их низкая страховая активность и культура. Это обусловлено многими факторами, один из которых неэффективная экономическая политика некоторых страховых компаний, и невыполнение ими своих обязательств перед страхователями. Для решения этой проблемы необходимо повышать уровень финансовой устойчивости и платежеспособности страхователей. Финансовую устойчивость и платежеспособность страховых компаний, необходимо рассматривать, учитывая специфику их деятельности, поскольку экономические основы деятельности страховой организаций отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Отличия касаются, прежде всего, вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика. Основные источники формирования финансового потенциала страховой компании:

• оплаченный уставный капитал;

• страховые взносы (премии) клиентов;

• доходы от инвестиционной деятельности;

Уставный капитал обеспечивает финансовую устойчивость компании на момент ее создания и на начальный период деятельности, когда объем поступлений страховых премий невелик. Минимальный размер уставного капитала определяется действующим законодательством и учредительными документами компании. Он может быть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений. В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на проведение видов страхования иных, чем страхование жизни, должен составлять не менее 30 миллионов рублей, при проведении страхования жизни – не менее 60 миллионов рублей, при проведении исключительно перестрахования – не менее 120 миллионов рублей. Уставный капитал страховой компании – составная часть ее собственного капитала. Для определения роли собственного капитала страховой компании в обеспечении ее финансовой устойчивости рассмотрим структуру бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе отражаются состояние средств предприятия и источники их формирования на конкретную дату: в активе – средства предприятия, в пассиве – источники их формирования. В состав активов включаются имущество страховой компании, в том числе основные средства, материальные ценности, денежные средства и затраты, отражаемые во втором разделе актива баланса, а также финансовые вложения. Анализ структуры активов позволяет выявить динамику развития страховой организации в целом. Прирост активов может свидетельствовать о росте деловой активности компании, однако только этого недостаточно, необходим более углубленный анализ с учетом структуры активов. Следует обратить внимание на величину дебиторской задолженности компании. Если анализ деятельности страховщика за несколько периодов (например, кварталов) показал, что дебиторская задолженность имеет тенденцию к росту, то это может свидетельствовать как о неудовлетворительном состоянии внутреннего контроля над расчетами (со страхователями и прочими дебиторами), так и об увеличении сбора премий. Если прирост активов обеспечивается именно за счет собранной премии, то можно сделать вывод, что деятельность компании эффективна. В активе баланса показываются и финансовые вложения страховщика — как краткосрочные, так и долгосрочные. При прочих положительных показателях его деятельности рост доли вложений можно рассматривать как фактор, обеспечивающий регулярный доход страховой компании (естественно, при условии эффективной инвестиционной политики). Оценивая структуру актива баланса страховщика, нельзя забывать о том, что помимо имущества и денежных средств в активе находятся и убытки. Следует также обратить внимание и на состав активов страховщика. В нестабильной экономической ситуации их стоимость может резко понизиться, поэтому при покупке полиса долгосрочного страхования страхователь заинтересован не только в надежности страховщика на настоящий момент, но и в прогнозах на будущее. Пассив баланса состоит из собственного и заемного капитала. Заемный капитал представляет собой обязательства страховой компании, которые включают: страховые резервы; кредиты банков; заемные средства; привлеченные средства; арендные обязательства; резервы предстоящих платежей и расходов; расчетные обязательства по перестраховочным операциям; прочая кредиторская задолженность. Страховая деятельность обусловливает наличие значительной доли заемных средств в структуре пассивов. Чем больше величина заемных средств, тем шире возможности для получения прибыли, но и тем выше степень риска от невыполнения обязательств перед кредиторами, к группе которых и относятся страхователи. Для оценки платежеспособности страховой компании величина собственного капитала должна превышать объем ее обязательств, т.е. собственный капитал должен быть больше заемного. Структуру собственного капитала можно представить следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Негативные сценарии введения ОС ОПО
Вероятность и последствия реализации перечисленных выше рисков существенно различаются. "Эксперт РА" выделяет следующие негативные сценарии введения ОС ОПО. Сценарий №1 Условие: правила ОС ОПО приняты Правительством позднее середины октября 2011 года. Следствие: страховые компании не ...

Организация банковской деятельности и управление обслуживанием клиентов банка
Организационная форма банка обусловлена его функциями, ибо с точки зрения организационной структуры банки обычно построены таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ними задачи. Более крупный банк, как правило, осуществляет больше функций и предлагает более широкий ...

Депозитная политика коммерческих банков Республики Казахстан
В последние годы экономика Казахстана характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями. Высокие темпы экономического роста страны обеспечиваются не только внешними факторами, связанными с благоприятной ценовой конъектурой на сырьевые ресурсы, но и внутренними. Казахстан фактически с нуля постр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru