В экономической литературе встречаются различные определения понятия «платежная система». Одни авторы характеризуют ее как набор механизмов для выполнения обязательств, принимаемых хозяйствующими субъектами при приобретении ими материальных или финансовых ресурсов; другие — как совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам системы производить финансовые расчеты друг с другом. Некоторые под платежной системой подразумевают совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для перевода и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Фактически определения различаются в зависимости от выбранных критериев. Так, некоторые авторы рассматривают платежную систему как совокупность платежных инструментов для расчетов между клиентом и банком, как систему межбанковских расчетов или систему расчетов между коммерческими банками и Центральным банком и т.д.
Для ознакомления мирового сообщества с особенностями функционирования платежных систем Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария) регулярно публикует материалы о платежных системах различных странах, которые широко известны как Красные книги. Они содержат информацию о текущем состоянии платежных систем и способствуют укреплению экономических связей между государствами. Подобное издание подготовлено и о нашей стране — «Национальная платежная система в Республики Беларусь». В нем под платежной системой подразумевается набор инструментов, банковских процедур и межбанковских систем перевода денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение.
Таким образом, платежная система-то совокупность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, платежных инструментов, правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, которые обеспечивают их обращение внутри страны и способствуют взаимодействию с международными платежными системами.
Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются:
- бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
- надежность и прочность, гарантирующие отсутствие сбоев в работе или полного выхода из строя системы платежей;
- эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный поток операций;
- справедливый подход ко всем участникам системы.
Главная функция любой платежной системы состоит в обеспечении развития и устойчивости хозяйственного оборота. Функционирование платежной системы тесно связано с реализацией основной цели деятельности центрального банка — обеспечением стабильности банковской системы.
С целью снижения рисков в работе платежных систем важно соблюдать определенные принципы их построения, к числу которых относятся:
• удержание темпов обесценения национальной валюты на низком уровне;
• четкость и ясность в денежно-кредитном и правовом отношении;
• удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования в управлении денежными ресурсами;
• развитая техническая инфраструктура;
• надзор за деятельностью коммерческих банков;
• использование средств, хранящихся на счетах центрального банка, для осуществления окончательных межбанковских расчетов.
Статьи по теме:
Методологические подходы к оценке кредитоспособности клиентов банков
К настоящему времени разработано значительное количество методик оценки кредитоспособности заемщика. Они отличаются по числу показателей, используемых для оценки кредитоспособности, подхода к определению критериальных границ оценочных показателей, оценкой значимости каждого из отобранных показател ...
Государственные и муниципальные ценные бумаги
Общая характеристика государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным ...
Организация банковской деятельности на основе отделений
Банки могут также организовывать свою деятельность на основе банковских отделений. Это целесообразно, когда он обслуживает быстро развивающийся регион и находится перед выбором – последовать на новые места за своими клиентами, будь это частные лица или предприятия, или потерять клиентов, уступив и ...