Виды кредита – конкретное приложение кредита на практике, характеристика особых организационно-экономических признаков.
Для их классификации в банковской практике используется ряд критериев:
Ø сфера использования: производственный и потребительский кредиты;
Ø конкретное проявление движения ссудного фонда: товарный, денежный и смешанный кредит;
Ø срок кредитования. В российской экономической практике краткосрочными считаются кредиты, выданные на срок до одного года, долгосрочными — выданные на срок свыше года. В западных странах краткосрочным считается кредит на срок до года или двух лет; среднесрочным — от года до пяти (в некоторых странах — от пяти до десяти лет); долгосрочным — свыше пяти, а в некоторых странах — свыше десяти лет;
Ø институциональный критерий определяет, кто в кредитной сделке выступал в качестве кредитора. Формы кредита, определяемые этим критерием, как правило, одноименны участнику — кредитору: банковский кредит; коммерческий (хозяйственный); государственный; гражданский (частный, личный); международный.
Однако в соответствии с отечественными нормами гражданского, налогового и бюджетного права различают банковский, товарный, коммерческий, бюджетный (в том числе налоговый) кредиты. В практической деятельности коммерческие банки руководствуются этими нормами лишь в границах возможности судебного разбирательства. В реальной жизни банки пользуются указанными выше категориями (формами) кредита и надеются, что они будут отражены в банковском кодексе, проект которого обсуждается банковским сообществом.
Эта, казалось бы, чисто теоретическая проблема классификации кредитов проявляется в искажении статистической информации по кредитованию экономики. Так, полученный промышленным предприятием кредит проходит по статье «кредитование промышленности», хотя фактически он может быть использован на не связанные с промышленным производством цели. Кроме того, такая классификация кредитов целесообразна при разработке мер налогового стимулирования. Государство, желая стимулировать развитие определенных форм кредитования (потребительского, ипотечного кредитования, лизинга и т. д.), должно предоставлять налоговые льготы кредиторам по данным формам кредитов.
Кредиты могут различаться в зависимости от участников кредитной сделки (население, корпоративные клиенты, федеральные структуры и органы исполнительнее власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовые организации), характера обеспечения и по другим показателям. Многообразие клиентской базы предопределяет сложную структуру кредитного портфеля банка и влияет на виды банковских кредитов для целевых групп потребителей.
По экономическому характеру объектов кредитования кредиты бывают:
Ø на формирование оборотных средств предприятия;
Ø на реконструкцию, модернизацию;
Ø на неотложные нужды;
Ø под товарно-материальные ценности (сырье и основные материалы, запасы, незавершенное производство), а также на временные нужды под сверхплановые затраты;
Ø под затраты (сезонное производство, подготовка новых производств);
Ø расчетные (в связи с отгрузкой готовой продукции, открытие аккредитива);
Ø платежные кредиты (несвоевременное поступление средств за отгруженный товар);
Ø на распределительные операции (под покрытие временных разовых потребностей при отсутствии свободных денежных средств).
Основными принципами кредитования, вытекающими из сущности кредита, являются: срочность, платность, возвратность, целевой характер использования кредита, его материальная обеспеченность.
К этим принципам можно добавить:
Ø принцип осторожности, предполагающий защиту интересов участников кредитной сделки;
Ø принцип соответствия, согласно которому руководство кредитуемой организации должно делегировать при определенных условиях индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии не только выполнять те задачи, которые перед ним поставлены в процессе кредитования, но и нести ответственность (в том числе материальную).
Коммерческие банки развитых стран используют при оценке кредитной политики систему принципов САМPARI:
С - Character — характеристика клиента;
А - Ability — способность клиента управлять собственными финансами или способность к возврату кредита;
М - Margin— маржа (доходность);
Р - Purpose — цель кредита;
А - Amount — размер (сумма) кредита,
R - условия погашения кредита;
I - Insurance— страхование риска непогашения ссуды.
Новосибирским экономистом Н.Т. Стрельцовой в результате теоретического изучения этих принципов и практического ознакомления с их реализацией в зарубежных банках, были сформулированы принципы рационального кредитования «ИКОНСУМ», также используя аббревиатуру из начальных букв:
Статьи по теме:
Метод инвестиционной группы
Общий коэффициент капитализации может быть рассчитан методом инвестиционной группы. В общем виде метод инвестиционной группы принимает во внимание, какая часть выкупного капитала приходится на ипотечный кредит и какая - на собственный капитал. Он взвешивает доли в выкупном капитале по ставке проце ...
Анализ кредитоспособности
Собрав необходимую информацию, фирма должна провеет анализ кредитоспособности заемщика. На практике сбор информации и ее анализ тесно взаимосвязаны. Если на основании первоначальной информации о кредитоспособности можно заключить, что большой счет относительно рискован, аналитик захочет получить д ...
Анализ эффективности деятельности АО «Банк «Финансы и кредит»»
Эффективность банка выражается в уровне его доходности и отражает положительный совокупный результат работы банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности.
За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формиру ...