Виды кредитов

Материалы » Кредитование юридических лиц Сбербанком РФ » Виды кредитов

Страница 1

Виды кредита – конкретное приложение кредита на практике, характеристика особых организационно-экономических признаков.

Для их классификации в банковской практике используется ряд критериев:

Ø сфера использования: производственный и потребительский кредиты;

Ø конкретное проявление движения ссудного фонда: товарный, денежный и смешанный кредит;

Ø срок кредитования. В российской экономической практике краткосрочными считаются кредиты, выданные на срок до одного года, долгосрочными — выданные на срок свыше года. В западных странах краткосрочным считается кредит на срок до года или двух лет; среднесрочным — от года до пяти (в некоторых странах — от пяти до десяти лет); долгосрочным — свыше пяти, а в некоторых странах — свыше десяти лет;

Ø институциональный критерий определяет, кто в кредитной сделке выступал в качестве кредитора. Формы кредита, определяемые этим критерием, как правило, одноименны участнику — кредитору: банковский кредит; коммерческий (хозяйственный); государственный; гражданский (частный, личный); международный.

Однако в соответствии с отечественными нормами гражданского, налогового и бюджетного права различают банковский, товарный, коммерческий, бюджетный (в том числе налоговый) кредиты. В практической деятельности коммерческие банки руководствуются этими нормами лишь в границах возможности судебного разбирательства. В реальной жизни банки пользуются указанными выше категориями (формами) кредита и надеются, что они будут отражены в банковском кодексе, проект которого обсуждается банковским сообществом.

Эта, казалось бы, чисто теоретическая проблема классификации кредитов проявляется в искажении статистической информации по кредитованию экономики. Так, полученный промышленным предприятием кредит проходит по статье «кредитование промышленности», хотя фактически он может быть использован на не связанные с промышленным производством цели. Кроме того, такая классификация кредитов целесообразна при разработке мер налогового стимулирования. Государство, желая стимулировать развитие определенных форм кредитования (потребительского, ипотечного кредитования, лизинга и т. д.), должно предоставлять налоговые льготы кредиторам по данным формам кредитов.

Кредиты могут различаться в зависимости от участников кредитной сделки (население, корпоративные клиенты, федеральные структуры и органы исполнительнее власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовые организации), характера обеспечения и по другим показателям. Многообразие клиентской базы предопределяет сложную структуру кредитного портфеля банка и влияет на виды банковских кредитов для целевых групп потребителей.

По экономическому характеру объектов кредитования кредиты бывают:

Ø на формирование оборотных средств предприятия;

Ø на реконструкцию, модернизацию;

Ø на неотложные нужды;

Ø под товарно-материальные ценности (сырье и основные материалы, запасы, незавершенное производство), а также на временные нужды под сверхплановые затраты;

Ø под затраты (сезонное производство, подготовка новых производств);

Ø расчетные (в связи с отгрузкой готовой продукции, открытие аккредитива);

Ø платежные кредиты (несвоевременное поступление средств за отгруженный товар);

Ø на распределительные операции (под покрытие временных разовых потребностей при отсутствии свободных денежных средств).

Основными принципами кредитования, вытекающими из сущности кредита, являются: срочность, платность, возвратность, целевой характер использования кредита, его материальная обеспеченность.

К этим принципам можно добавить:

Ø принцип осторожности, предполагающий защиту интересов участников кредитной сделки;

Ø принцип соответствия, согласно которому руководство кредитуемой организации должно делегировать при определенных условиях индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии не только выполнять те задачи, которые перед ним поставлены в процессе кредитования, но и нести ответственность (в том числе материальную).

Коммерческие банки развитых стран используют при оценке кредитной политики систему принципов САМPARI:

С - Character — характеристика клиента;

А - Ability — способность клиента управлять собственными финансами или способность к возврату кредита;

М - Margin— маржа (доходность);

Р - Purpose — цель кредита;

А - Amount — размер (сумма) кредита,

R - условия погашения кредита;

I - Insurance— страхование риска непогашения ссуды.

Новосибирским экономистом Н.Т. Стрельцовой в результате теоретического изучения этих принципов и практического ознакомления с их реализацией в зарубежных банках, были сформулированы принципы рационального кредитования «ИКОНСУМ», также используя аббревиатуру из начальных букв:

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Метод инвестиционной группы
Общий коэффициент капитализации может быть рассчитан методом инвестиционной группы. В общем виде метод инвестиционной группы принимает во внимание, какая часть выкупного капитала приходится на ипотечный кредит и какая - на собственный капитал. Он взвешивает доли в выкупном капитале по ставке проце ...

Анализ кредитоспособности
Собрав необходимую информацию, фирма должна провеет анализ кредитоспособности заемщика. На практике сбор информации и ее анализ тесно взаимосвязаны. Если на основании первоначальной информации о кредитоспособности можно заключить, что большой счет относительно рискован, аналитик захочет получить д ...

Анализ эффективности деятельности АО «Банк «Финансы и кредит»»
Эффективность банка выражается в уровне его доходности и отражает положительный совокупный результат работы банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формиру ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru