Особенности реализации политики потребительского кредитования

Материалы » Потребительский кредит » Особенности реализации политики потребительского кредитования

Страница 2

Потребительским кредитам устанавливаются такие высокие процентные ставки из-за того, что потребительские кредиты являются наиболее дорогостоящими и рискованными видами вложений в расчете на 1 ед. кредитных ресурсов. Потребительские кредиты также зависят от экономического цикла. Их объем увеличивается на стадии экономического роста, когда потребители более оптимистично настроены относительно своего будущего. Напротив, в условиях экономического спада многие физические лица и семьи очень пессимистичны в оценках будущего, особенно при росте безработицы, и сокращают объем заимствований у банка.

Более того, потребители, обращающиеся за кредитом, относительно безразлично реагируют на изменение процентных ставок. Потребители уделяют больше внимания размеру ежемесячных выплат по кредитному договору, нежели взимаемой процентной ставке (хотя очевидно, что уровень процентной ставки по кредиту определяет размер осуществляемых выплат в погашение кредита). В то время как уровень ставки зачастую не является для заемщиков решающим фактором, использование кредита в значительной степени зависит от уровня образования и доходов потребителей. Лица с более высокими доходами обычно больше пользуются заимствованными средствами, как в абсолютном выражении, так и относительно размера их годового дохода. Семьи, в которых глава или основной кормилец имеет более высокий уровень образования, также заимствуют в большей степени, нежели прочие семьи с аналогичным уровнем дохода. Данные физические лица и семьи рассматривают кредитование в большей степени как инструмент достижения желаемого уровня жизни, нежели как вариант подстраховки, используемый только в крайнем случае.

Развитие сектора розничных банковских услуг в России набирает стремительные обороты и является темой "номер один" для обсуждения в финансовом сообществе, что имеет значительное влияние на развитие банковского сектора страны в целом.

Впрочем, кредитный бум в России в сравнении с Западом - понятие весьма относительное. Сегодня лишь 10% продаваемого в России жилья покупается с помощью ипотеки, и около 10–12% автомобилей продается в кредит. В США и Европе ссуды стали инструментом покупки 50–70% жилья и 60–90% - авто. Россия вполне способна достичь если не таких же, то сопоставимых отметок. По мнению Эрез Махарал, аналитика компании Meridian Companies House, прирост кредитного портфеля российских банков в относительных цифрах действительно впечатляет. Но если посмотреть на количество россиян, взявших кредиты, то удельный вес заемщиков по отношению к общему количеству населения крайне низок. Настоящий рост еще впереди.

Об этом говорят и флагманы российского финансового рынка. По оценке Анатолия Аксакова, президента Ассоциации региональных банков России, кредитный бум продлится еще несколько лет: «Существуют объективные показатели - соотношение кредитной задолженности и ВВП. По этому показателю мы серьезно отстаем не только от Западной, но и от Восточной Европы. Например, доля потребкредитов в России - не более 6% ВВП, а в Европе - более 15%. По ипотечным кредитам отставание составляет два порядка».

Впрочем, в последнее время мажорное состояние российского рынка потребкредитования изрядно подпортил признак кризиса, который на этот раз начал бродить в США. Практически рухнула отлаженная десятилетиями система ипотечного (основного для Соединенных Штатов) кредитования, вследствие чего вся мировая банковская система испытывает определенный кризис ликвидности и обеспокоена судьбой розданных взаймы денег.

Для российских банков, основным источником средств которых служили не собственные капиталы, а заимствования, сделанные на западных финансовых рынках, это особенно актуально.

Несомненный «плюс» потенциального кредитного кризиса в том, что российский банк стал задумываться над корректностью взаимоотношений с заемщиками. Чему немало поспособствовали ЦБ, принудивший банки раскрывать в договорах размер эффективной процентной ставки - истинную «цену» кредита, прокуратура, которая, при рьяной поддержке Роспотребнадзора, занялась проверкой банка «Русский стандарт». Итогом проверки стали предупреждение прокуратуры о том, что некорректное кредитование может стать причиной «социальной напряженности» и… отмена с 15 августа 2007 г. всех комиссий в банке « Русский Стандарт», а также закрытие «Агентства по сбору долгов».

Снизив ставки по кредитам, «Русский Стандарт» повысил требования к заемщикам, что привело к трансформации всего бизнеса, кредитный портфель по результатам 2007 года сократился почти на 17% (с 161 млрд. рублей на конец 2006 года до 134 млрд. рублей на конец 2007-го, по данным ЦЭА «Интерфакс»), притом что прежде рост составлял более 70% в год.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Риск – основная проблема на кредитном рынке
Для расширения объемов кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо решить проблему кредитных рисков. Качество кредитов после продолжительного периода улучшения, начавшегося в середине 1999 год, стабилизировалось на беспрецедентно высоком уровне. Доля сомнительной задолженности ...

Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия
В наиболее общем виде структура оборотных средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или кос ...

Структура рынка потребительского кредитования
Если рассмотреть структуру рынка потребительского кредитования по целям кредита и степени его обеспеченности, то она будет выглядеть следующим образом (рис. 1). Рис.1. Структура рынка потребительского кредитования Сейчас на рынке потребительского кредитования представлено несколько типов креди ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru