Планы финансового оздоровления в разные годы пришлось разрабатывать очень многим российским банкам. И оказалось, что практически все поступавшие в ТУ планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России и были возвращены в банки на доработку.
Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации, — ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому и предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, которые бы подтверждали реальность запланированных мероприятий.
Выяснились и иные важные обстоятельства.
Во-первых, даже если план санации принят, это не значит, что банк его выполнит.
Во-вторых, усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства банков, в которые направлялась такая администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение временной администрации оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций.
В-третьих, объектами обязательного санирования рассматриваются только банки 4-й группы проблемности, т.е. «находящиеся в критическом финансовом положении». А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й группы проблемности — «испытывающие серьезные финансовые трудности».
В-четвертых, нуждаются в углубленной проработке методические основы санации.
В-пятых, острой остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ, отражающегося и на успешности санационных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации. Но и представители ЦБ, так или иначе участвующие в санации, должны больше думать о том, чтобы своими действиями не навредить банку.
Статьи по теме:
Заключение договора банковского счета
В соответствии с пунктом 1 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Вместе с тем следует иметь в виду, что в случае, когда коммерческим банком на основании действующего зако ...
Аудит формирования финансовых результатов и уплаты налогов
Конечный финансовый результат деятельности страховщиков слагается из доходов от проведения страховых и перестраховочных операций, а также поступлений от не страховых операций, не запрещенных действующим законодательством, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям. Финансовый резул ...
Проверка применяемых правил страхования и правильности внесения в них
изменений
В ходе проверки следует последовательно установить соответствие названия правил страхования, предъявленных проверяющему, названию, указанному в приложении к лицензии, идентичность условий страхования, по которым работает страховая компания, правилам, получившим одобрение органа страхового надзора. ...