Денежно-кредитная политика Европейского ЦБ в период глобального финансового кризиса

Материалы » Характеристика Европейского Центрального Банка Европейского Союза » Денежно-кредитная политика Европейского ЦБ в период глобального финансового кризиса

Страница 3

Дополнительные меры по стимулированию кредитования включали расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения, и распространение процедуры аукционов с фиксированной ставкой на операции рефинансирования с более длинным сроком погашения. Следствием принятых мер стало дальнейшее увеличение доли долгосрочных операций (со сроком погашения от одного до шести месяцев) в общем объеме операций рефинансирования (до 70% к маю 2009 г.). Кроме того, участие в операциях рефинансирования по новой схеме позволило банкам создать навес ликвидности, что, в свою очередь, сделало востребованными операции по размещению свободной наличности на однодневных депозитах центрального банка.

Кредитование и размещение свободных средств на депозитах в центральном банке, привлекательность которых повысилась после сужения коридора процентных ставок, частично заменили операции на межбанковском рынке, активность на котором в этот период значительно снизилась. Во второй половине 2008 г. количество контрагентов, участвовавших в операциях рефинансирования, более чем удвоилось по сравнению с первым полугодием. Для того чтобы избежать дальнейшего вытеснения межбанковского рынка, коридор официальных ставок с 21 января 2009 г. был возвращен к 200 базисным пунктам.

Антикризисные действия ЕЦБ, предпринятые в период с сентября 2008 г. по апрель 2009 г., способствовали стабилизации финансовой ситуации (это подтверждается графиком спреда EURIBOR– OIS), но не привели к расширению кредитования нефинансового сектора. На протяжении всего указанного периода происходило замедление темпов роста денежного предложения, и в мае 2009 г. рост широкого денежного агрегата М3 снизился до 3,7% в годовом исчислении. Темпы роста корпоративных заимствований за полгода упали более чем в два раза и в мае 2009 г. составили 4,4% в годовом исчислении, объем кредитования домохозяйств сократился за год на 0,2%. Недостаточная эффективность применяемых инструментов денежно-кредитной политики и усиление дефляционной угрозы вынудили ЕЦБ перейти к нестандартным мерам, которые к весне 2009 г. уже активно использовали другие центральные банки.

О намерении выкупать обеспеченные ипотечные облигации высокого кредитного качества, рынок которых серьезно пострадал в ходе финансового кризиса, было объявлено на заседании Совета управляющих ЕЦБ 7 мая 2009 г. Объем выкупа, производимого с июля 2009 г. по июнь 2010 г., был определен в 60 млрд евро, что составило 4% от общего объема обязательств ЕЦБ.

В целях дальнейшей адаптации инструментов денежно-кредитной политики к кризисной ситуации в экономике на этом же заседании Совет управляющих ЕЦБ расширил программу кредитования коммерческих банков по системе аукционов с фиксированной ставкой, увеличив сроки предоставляемых кредитов до 12 месяцев. На первом аукционе, состоявшемся 24 июня 2009 г., ЕЦБ выделил кредиты со сроком погашения 1 год по основной совокупным объемом 442 млрд евро.

Еще одним значимым результатом майского заседания стало получение Европейским инвестиционным банком статуса контрагента в операциях рефинансирования, проводимых Евросистемой. Эта мера была направлена на то, чтобы обеспечить Европейскому инвестиционному банку возможность увеличения объемов кредитования реального сектора.

Следует также отметить, что в экономической литературе отсутствуют четкие определения политики количественного смягчения и схожей с ней политики кредитного смягчения. В выступлении в Мюнхенском университете в июле 2009 г. президент ЕЦБ Жан-Клод Трише отметил, что меры, принимаемые в рамках «расширенной кредитной поддержки» (Enhanced Credit Support), направлены на увеличение объемов кредитования сверх того уровня, который может быть достигнут только путем снижения процентной ставки .

Третий период: поиск стратегий выхода из программ стимулирования.

С учетом экстраординарного масштаба принятых антикризисных мер и формирования значительного навеса ликвидности в экономике ведущих стран в середине 2009 г. принципиальное значение получили вопросы, связанные с разработкой стратегии выхода из программ стимулирования. Проблема в том, что при улучшении экономической конъюнктуры значительный объем избыточных резервов банков становится фактором риска. Соответственно, в отношении денежно-кредитной политики в послекризисный период возникает два ключевых вопроса: окажется ли набор инструментов достаточным для того, чтобы обеспечить эффективное изъятие избыточной ликвидности из экономики, и удастся ли центральным банкам адекватно определить момент выхода из программ стимулирования. Выбор времени осложняется разнонаправленным движением экономических индикаторов: на фоне появления признаков оживления экономической активности сохраняются высокая безработица и низкая кредитная активность. Слишком ранний выход может затормозить процесс экономического восстановления, тогда как в случае позднего сворачивания программ инфляционный рост может выйти из-под контроля.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Оценка уровня доходов и расходов КБ
Анализ объема и качества доходов занимает центральное место в анализе финансовых результатов коммерческого банка. Задачами такого анализа являются: - оценка объема и структуры доходов; - определение динамики статей, составляющих доходы; - определение направлений деятельности и видов операций, о ...

Услуги юридическим и физическим лицам
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимос­ти от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим , так и физическим лицам . Практически набор услуг тем и другим ли­цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо­жет оказаться только их объем. В сводном п ...

Стратегия развития филиальной сети коммерческих банков в менеджменте
Стратегия развития филиальной сети представляет собой план мероприятий по оптимизации размещения и деятельности филиальной сети банка в долгосрочной перспективе, ключевой целью которого является максимизация прибыли банка за счет роста объемов сбыта банковских продуктов и расширения клиентской баз ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru