В отличие от прямых методов, методы косвенного государственного регулирования страхования опираются исключительно на финансово-экономические рычаги, определяют рыночные (межотраслевые), правила игры, управляют экономическими интересами хозяйствующих субъектов различных отраслей:
♦ Регулирование финансовой деятельности (в части налогового регулирования).
♦ Денежно-кредитное регулирование.
Косвенные методы регулирования страховой деятельности реализуются только через использование экономических мер. В свою очередь, методы прямого воздействия предполагают применение как административного, так и экономического влияния. Однако это не означает, что прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора рыночных регуляторов. Косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Регулирование, в какой бы форме ни осуществлялось, не может быть реализовано без установления определенных ограничений — административных или экономических. Административно-правовое воздействие, или институциональное регулирование направлено, прежде всего, на установление и надзор за соблюдением правил поведения всех участников страхового рынка. Особенностью административного регулирования является то, что оно не связано с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Экономическое воздействие, объединяющее косвенные и прямые методы, основано на использовании инструментов денежно-кредитной политики, бюджетно-налоговой системы, прогнозирования, программирования, таможенной политики. Они характеризуются большей результативностью и эффективностью по сравнению с административными, так как мотивация возникает не извне, а непосредственно внутри хозяйственной деятельности.
Но для более детального исследования механизма государственного регулирования страховой деятельности следует подробно остановиться на формах регулирования. Формы государственного регулирования страхования должны характеризоваться достаточной степенью детализации и в то же время обладать определенной комплексностью. В основе выделения самостоятельной формы государственного регулирования могут быть использованы критерии принадлежности формы к определенному субъекту регулирования, сфера регулирования, сфера деятельности и т.д. Поэтому к формам государственного регулирования страховой деятельности следует отнести:
♦ Страховой надзор;
♦ Лицензирование (квотирование);
♦ Обязательное страхование;
♦ Налогообложение;
♦ Контроль над платежеспособностью;
♦ Контроль над инвестиционной деятельностью;
♦ Контроль над ценообразованием;
♦ Государственное предпринимательство;
♦ Государственная контрактация;
♦ Государственное финансирование;
♦ Антимонопольное регулирование;
♦ Государственное программирование;
♦ Государственное планирование и прогнозирование;
♦ Регулирование ставки рефинансирования;
♦ Валютное регулирование.
Формы, методы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности [11]
|
Методы |
Формы |
Инструменты | |
|
Прямое регулирование |
Государственное хозяйственное управление |
Государственное предпринимательство |
Государственная страховая организация, тендер, аккредитация, контракт |
|
Государственная контрактация | |||
|
Государственное финансирование |
Дотация, субсидия | ||
|
Антимонопольное регулирование |
Тариф, квота, ограничения | ||
|
Административно- правовое регулирование |
Страховой надзор |
Регистрация, лицензирование, нормативы, штрафы и т. д. | |
|
Лицензирование | |||
|
Обязательное страхование | |||
|
Программирование и планирование |
Программирование |
Программы, перспективные и текущие индикативные планы | |
|
Планирование и прогнозирование | |||
|
Регулирование финансовой деятельности |
Контроль над платежеспособностью |
Нормативы, лимиты, тарифы, налоги, ставки. | |
|
Контроль над инвестиционной деятельностью. | |||
|
Контроль над ценообразованием | |||
|
Налогообложение | |||
|
Косвенное регулирование |
Денежно- кредитное регулирование |
Регулирование ставки рефинансирования |
Ставка процента |
|
Валютное регулирование |
Курс, котировки, паритет, аукцион | ||
Статьи по теме:
Развитие финансовой карточной технологии в России
Карты иностранных компаний и банков начали применяться в СССР с 1969г., когда начала создаваться сеть организаций, принимающих эти карты при расчетах. В 1969 г. Diners Club и American Express заключили с Госкоминтуристом СССР агентское соглашение на обслуживание в Союзе карточек этих платежных си ...
Пути укрепления кредитоспособности клиентов
Укрепление кредитоспособности клиентов банков зависит исключительно от действий самих клиентов, как физических, так и юридических лиц. Для физических лиц рекомендации по повышению кредитоспособности очень просты, во-первых, иметь стабильную и постоянную работу, во-вторых, получать заработную плату ...
Инвестиционные фонды
На современном этапе произошло возрождение некогда популярных паевых инвестиционных фондов (ПИФ).
Образуется он за счет аккумулирования средств участников с последующим их инвестированием в различные финансовые активы. Данный фонд не является юридическим лицом. Доверительное управление им в интер ...