Среди традиционных видов деятельности коммерческих банков предоставление кредитов было и продолжает оставаться главной операцией, обеспечивающей доходность и стабильность их существования. Важность кредитных операций определяется многими обстоятельствами, среди которых можно назвать следующие:
• преобладание их в активах коммерческих банков, удельный вес может составлять до 50-70 %;
• полученные проценты по кредитным операциям - основной источник доходов коммерческого банка;
• кредитные операции - наиболее рисковые и потому наиболее ответственные для репутации банка и его устойчивости, поскольку в составе кредитных ресурсов преобладают привлеченные, а не его собственные средства;
• способность обеспечить возврат кредита от заемщика- показатель профессиональной состоятельности персонала банка и его руководства;
• размер, состав и структура кредитных вложений по степени риска и ликвидности является основой для расчета главных оценочных показателей банка - ликвидности и достаточности капитала.
Изучение кредитных вложений позволяет оценить обоснованность принятой банком кредитной политики и степень ее реализации исходя из фактического состояния кредитного портфеля, выявить наиболее сомнительные и рисковые операции, направления для кредитного менеджмента.
Анализ и оценка кредитной деятельности банка
осуществляется в двух направлениях. Первое направление - определение состава и структуры кредитных вложений банка по различным классификационным признакам, т. е. их количественная характеристика. Второе - характеристика состава и структуры кредитных вложений, т. е. качественная оценка кредитного портфеля банка.
Первое направление анализа
предполагает определение состава и структуры кредитных вложений по получателям, типам заемщиков, их отраслевой принадлежности, субъектам, видам и объектам кредитования, срокам кредита и характеру задолженности.
Кредитные вложения банка отражаются в 1-м и 2-м классах “Плана счетов бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь”, которые соответственно называются “Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции” и “Кредитные операции с клиентами”. Информационной базой являются остатки и обороты по счетам этих классов, в том числе по бухгалтерскому балансу ежедневной формы, а также отчетность, содержащая информацию о кредитных операциях и составе кредитного портфеля.
В зависимости от получателей кредита выделяют две основные группы кредитов: клиентские и межбанковские. Эти две группы существенно различаются между собой по параметрам: степени риска, уровню доходности, порядку оформления, видам. Различия между ними должны учитываться как в процессе анализа, его объеме и направленности, так и в оценке показателей.
Субъектами кредитных отношений выступают юридические и физические лица. Среди клиентов банка выделяются следующие типы контрагентов: небанковские финансовые организации, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица и некоммерческие организации. По межбанковским кредитам (депозитам) контрагентами являются Национальный банк, уполномоченные банки, иностранные банки.
По отраслевой принадлежности клиентские кредиты подразделяются на кредиты промышленности, сельскому хозяйству, торговле, транспорту и т. д.
По видам кредиты классифицируются на краткосрочные и долгосрочные.
Классификация по видам кредита отражает объекты кредитования. Под объектом кредитования понимается составная часть совокупности оборотных или внеоборотных активов, для оплаты которой и заключалась кредитная сделка. При краткосрочном кредитовании объектом могут выступать какие-либо товары, производственные запасы, готовая продукция, товары отгруженные и т. п. При долгосрочном кредитовании объектом кредитования является строительство различных объектов производственного назначения, реконструкция, приобретаемые машины, оборудование и т. п.
Статьи по теме:
Резерв взносов по страхованию жизни
Страховые резервы - особые фонды страховщика, предназначенные для выполнения им принятых обязательств по выплатам страхового возмещения (страхового обеспечения), которые должны быть произведены при наступлении страховых случаев. Согласно ст. 26 п. 1 Закона РФ "О страховании" страховые ре ...
Задачи службы
маркетинга в банке и ее организационная структура
Основные задачи службы маркетинга в банке [13, с.264]:
1. Анализ окружающего рыночного пространства с его сегментированием и определением своих стратегических зон деятельности (СЗД) (городов, регионов, стран), где возможны открытия своих дочерних структур, филиалов, представительств и т.д.
2. Ан ...
Организация совершения валютных расчетов при экспортно-импортных операциях
в ОАО «Русфинансбанк»
Очередным этапом в развитии открытого акционерного общества «Русфинансбанк» стал 2007 год.
По результатам работы в 2007 г. ОАО «Русфинансбанк» занял достойное место среди кредитных организаций России и Урала. В рейтинге российских банков «Топ-1000» РИА «РосБизнесКонсалтинг» на 01.01.2008 года ОАО ...