Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:
1. методы предотвращения рисков;
2. методы перевода рисков;
3. методы распределения рисков;
4. методы поглощения рисков.
К методам регулирования риска можно отнести:
· создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
· порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
· определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;
· контроль за качеством кредитного портфеля;
· отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;
· диверсификация операций с учетом факторов риска;
· операции с производными финансовыми инструментами;
· мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;
· ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;
· установление лимитов на рисковые операции;
· продажа активов;
· хеджирование индивидуальных рисков.
Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:
· комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;
· дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;
· единство информационной базы;
· координация управления различными видами рисков.
Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:
1. с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;
2. установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;
3. использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;
4. определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;
5. ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения
Статьи по теме:
Поверка наличия лицензии и соответствия осуществляемой деятельности
требованиям страхового законодательства
Страхование является одним из видов деятельности, заниматься которой можно лишь при наличии специального разрешения - лицензии. Поэтому в процессе аудиторской проверки вопросам, связанным c лицензией, уделяется большое внимание.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, у ...
Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ
Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного расчетного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики.
Начиная с момент ...
Анализ средств в расчетах
Проанализируем соотношение величины дебиторской и кредиторской задолженности.
Таблица 7. Расчетный баланс дебиторской и кредиторской задолженности, тыс. руб.
На 01.01.2011
На 31.12.2011
На 01.01.2011
На 31.12.2011
Дебиторская задолженность
493721
296316
Кредиторская ...