Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков

Материалы » Фондовый рынок и ценные бумаги » Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков

Страница 1

Сначала дадим определение ценной бумаги, которое изложено в Гражданском Кодексе РФ. В соответствии со ст.142 гл.7 ГК РФ ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Деятельность банков как эмитентов включает в себя операции по выпуску (эмиссии) собственных ценных бумаг и их первичному размещению. Особенность положения (и преимущество) банков в том, что они имеют собственные ценные бумаги, которые не может эмитировать никакой другой финансовый институт — чеки, депозитные и сберегательные сертификаты.

Действующее законодательство разрешает банкам выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, производные ценные бумаги.

Выпуская облигации, банки привлекают дополнительные заемные средства. Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банки выполняют одно из своих основных предназначений - аккумуляцию денежных и создание платежных средств.

К основным целям банков на рынке ценных бумаг можно отнести:

привлечение дополнительных ресурсов на основе эмиссии ценных бумаг для проведения традиционных кредитных и расчетно-платежных операций;

получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг;

получение прибыли от предоставления клиентам услуг, связанных с ценными бумагами;

расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятий и организаций (через участие в портфелях их ценных бумаг), учреждения подконтрольных финансовых структур;

доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают такое право и собственником которых становится банк; поддержание необходимого запаса ликвидности.

Эмиссия и размещение банками акций

Банки, создаваемые (созданные) в форме открытого или закрытого АО, формируют (увеличивают) свои уставные капиталы (УК) из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (новыми и/или прежними). Другими словами, выпуск банком акций непосредственно отражается на величине его УК, а также нередко на распределении последнего между разными участниками банка (акционерами) и только с этими целями и проводится.

К важнейшим нормам, регламентирующим данный процесс, относятся следующие.

1. Банк в форме ОАО вправе пытаться разместить свои акции путем подписки на них и конвертации, а в случае увеличения его УК за счет имущества самого банка (капитализация собственных средств) — посредством распределения дополнительных акций среди имеющихся акционеров. При этом подписка может быть открытой (публичное размещение) или закрытой (за исключением случаев, когда возможность закрытой подписки ограничена в уставе банка-эмитента или требованиями правовых актов РФ).

Решение о размещении акций посредством закрытой подписки может быть принято только общим собранием акционеров в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена в уставе банка.

Обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, размещаются посредством открытой подписки только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена в уставе банка.

2. Банк в форме ЗАО не может размещать свои акции путем открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

3. В уставе банка должны быть определены количество и номинальная стоимость его акций (выраженных только в рублях), уже приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями, а также количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые банк сможет размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. В уставе могут быть определены также порядок и условия размещения банком объявленных акций.

4. Банк может приступать к новой эмиссии своих акций лишь после того, как акционеры полностью оплатили все ранее размещенные акции. При этом решение о новой эмиссии акций может быть принято только после того, как ЦБ (ТУ) зарегистрирует изменения в уставе банка, вызванные завершившейся предыдущей эмиссией (новый размера УК и другие изменения).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Формы ипотеки
В странах с развитой рыночной экономикой ипотека как вид кредита существует в разных формах: - кредит с «шаровым» платежом; - «пружинный» кредит с выплатой только процентов; - ипотека ролл-оверная; - кредит с частичной амортизацией; - самоамортизирующийся кредит; - кредит с переменной нормой ...

Анализ рыночных возможностей банка, его целевых сегментов и основных конкурентов
Анализ рынка преследует цель изучить такие внешние факторы, как фазы делового цикла, экономическая конъюнктура, правительственные меры. А так же внутренние - требования рынка к продукту, его фирменную структуру, формы и методы, применяемые активными участниками, рыночную сегментацию, характеристик ...

Основные направления улучшения маркетинговой деятельности банка
Основной задачей улучшения маркетинговой деятельности «Татфондбанк» является организация отдела маркетинга в банке. Задачами отдела маркетинга в ОАО «Татфондбанк» являются: - Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников на выполнение требова ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru