Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков

Материалы » Фондовый рынок и ценные бумаги » Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков

Страница 1

Сначала дадим определение ценной бумаги, которое изложено в Гражданском Кодексе РФ. В соответствии со ст.142 гл.7 ГК РФ ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Деятельность банков как эмитентов включает в себя операции по выпуску (эмиссии) собственных ценных бумаг и их первичному размещению. Особенность положения (и преимущество) банков в том, что они имеют собственные ценные бумаги, которые не может эмитировать никакой другой финансовый институт — чеки, депозитные и сберегательные сертификаты.

Действующее законодательство разрешает банкам выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, производные ценные бумаги.

Выпуская облигации, банки привлекают дополнительные заемные средства. Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банки выполняют одно из своих основных предназначений - аккумуляцию денежных и создание платежных средств.

К основным целям банков на рынке ценных бумаг можно отнести:

привлечение дополнительных ресурсов на основе эмиссии ценных бумаг для проведения традиционных кредитных и расчетно-платежных операций;

получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг;

получение прибыли от предоставления клиентам услуг, связанных с ценными бумагами;

расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятий и организаций (через участие в портфелях их ценных бумаг), учреждения подконтрольных финансовых структур;

доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают такое право и собственником которых становится банк; поддержание необходимого запаса ликвидности.

Эмиссия и размещение банками акций

Банки, создаваемые (созданные) в форме открытого или закрытого АО, формируют (увеличивают) свои уставные капиталы (УК) из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (новыми и/или прежними). Другими словами, выпуск банком акций непосредственно отражается на величине его УК, а также нередко на распределении последнего между разными участниками банка (акционерами) и только с этими целями и проводится.

К важнейшим нормам, регламентирующим данный процесс, относятся следующие.

1. Банк в форме ОАО вправе пытаться разместить свои акции путем подписки на них и конвертации, а в случае увеличения его УК за счет имущества самого банка (капитализация собственных средств) — посредством распределения дополнительных акций среди имеющихся акционеров. При этом подписка может быть открытой (публичное размещение) или закрытой (за исключением случаев, когда возможность закрытой подписки ограничена в уставе банка-эмитента или требованиями правовых актов РФ).

Решение о размещении акций посредством закрытой подписки может быть принято только общим собранием акционеров в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена в уставе банка.

Обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, размещаются посредством открытой подписки только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена в уставе банка.

2. Банк в форме ЗАО не может размещать свои акции путем открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

3. В уставе банка должны быть определены количество и номинальная стоимость его акций (выраженных только в рублях), уже приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями, а также количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые банк сможет размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. В уставе могут быть определены также порядок и условия размещения банком объявленных акций.

4. Банк может приступать к новой эмиссии своих акций лишь после того, как акционеры полностью оплатили все ранее размещенные акции. При этом решение о новой эмиссии акций может быть принято только после того, как ЦБ (ТУ) зарегистрирует изменения в уставе банка, вызванные завершившейся предыдущей эмиссией (новый размера УК и другие изменения).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Внешняя среда страхового рынка
Макроокружение страхового рынка включает в себя: 1. Государственно-политическое окружение представляет собой набор инструментов государственного воздействия на функционирование рынка, определенные государством “правила игры” на этом рынке. Следует отметить, что страховая деятельность во всем мире ...

Анализ деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга
Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк», именуемый в дальнейшем «Банк», является кредитной организацией, созданной по решению учредителей в форме акционерного общества закрытого типа, преобразованной решением акционеров в акционерное общество открытого типа (Протокол Общего Собр ...

Управление риском ликвидности в банке
Ликвидность- это способность удовлетворить предполагаемую и внезапно возникшую ситуацию потребности в наличных средствах в компании. Потребность в наличных средствах возникает вследствие изъятия вкладов, наступления срока погашения (срока зрелости) обязательств, предоставления средств по займам, к ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru