Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков

Материалы » Фондовый рынок и ценные бумаги » Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков

Страница 1

Сначала дадим определение ценной бумаги, которое изложено в Гражданском Кодексе РФ. В соответствии со ст.142 гл.7 ГК РФ ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Деятельность банков как эмитентов включает в себя операции по выпуску (эмиссии) собственных ценных бумаг и их первичному размещению. Особенность положения (и преимущество) банков в том, что они имеют собственные ценные бумаги, которые не может эмитировать никакой другой финансовый институт — чеки, депозитные и сберегательные сертификаты.

Действующее законодательство разрешает банкам выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, производные ценные бумаги.

Выпуская облигации, банки привлекают дополнительные заемные средства. Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банки выполняют одно из своих основных предназначений - аккумуляцию денежных и создание платежных средств.

К основным целям банков на рынке ценных бумаг можно отнести:

привлечение дополнительных ресурсов на основе эмиссии ценных бумаг для проведения традиционных кредитных и расчетно-платежных операций;

получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг;

получение прибыли от предоставления клиентам услуг, связанных с ценными бумагами;

расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятий и организаций (через участие в портфелях их ценных бумаг), учреждения подконтрольных финансовых структур;

доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают такое право и собственником которых становится банк; поддержание необходимого запаса ликвидности.

Эмиссия и размещение банками акций

Банки, создаваемые (созданные) в форме открытого или закрытого АО, формируют (увеличивают) свои уставные капиталы (УК) из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (новыми и/или прежними). Другими словами, выпуск банком акций непосредственно отражается на величине его УК, а также нередко на распределении последнего между разными участниками банка (акционерами) и только с этими целями и проводится.

К важнейшим нормам, регламентирующим данный процесс, относятся следующие.

1. Банк в форме ОАО вправе пытаться разместить свои акции путем подписки на них и конвертации, а в случае увеличения его УК за счет имущества самого банка (капитализация собственных средств) — посредством распределения дополнительных акций среди имеющихся акционеров. При этом подписка может быть открытой (публичное размещение) или закрытой (за исключением случаев, когда возможность закрытой подписки ограничена в уставе банка-эмитента или требованиями правовых актов РФ).

Решение о размещении акций посредством закрытой подписки может быть принято только общим собранием акционеров в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена в уставе банка.

Обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, размещаются посредством открытой подписки только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена в уставе банка.

2. Банк в форме ЗАО не может размещать свои акции путем открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

3. В уставе банка должны быть определены количество и номинальная стоимость его акций (выраженных только в рублях), уже приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями, а также количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые банк сможет размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. В уставе могут быть определены также порядок и условия размещения банком объявленных акций.

4. Банк может приступать к новой эмиссии своих акций лишь после того, как акционеры полностью оплатили все ранее размещенные акции. При этом решение о новой эмиссии акций может быть принято только после того, как ЦБ (ТУ) зарегистрирует изменения в уставе банка, вызванные завершившейся предыдущей эмиссией (новый размера УК и другие изменения).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Классификация пластиковых карт
Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты, вот одни из них: 1. Из материала, из которого они изготовлены: · бумажные (картонные); · пластиковые; · металлические. В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты, иденти ...

Состояние развития ипотечного страхования в РФ
Страхование ответственности заемщика имеет ряд законодательных ограничений в соответствии с ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 N 102-ФЗ: страховая сумма ограничена величиной 20 % от стоимости заложенного имущества, а страховой премия должна быть уплачена единовременно, с ...

Оценка уровня доходов и расходов КБ
Анализ объема и качества доходов занимает центральное место в анализе финансовых результатов коммерческого банка. Задачами такого анализа являются: - оценка объема и структуры доходов; - определение динамики статей, составляющих доходы; - определение направлений деятельности и видов операций, о ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru