Стратегия последующего развития рынка ценных бумаг

Материалы » Мировой рынок ценных бумаг, основные этапы их обращения » Стратегия последующего развития рынка ценных бумаг

Страница 1

Международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в своем программном документе "Цели и принципы регулирования фондового рынка", опубликованном в 1998 г.[30], определила три основные цели этого регулирования:

- защита инвесторов;

- обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;

- снижение уровня систематического риска.

Эти три цели тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Многие из тех требований, которые помогают сохранять честный и прозрачный рынок, одновременно снижают и уровень систематического риска. Точно так же меры, направленные на снижение систематического риска, облегчают защиту инвесторов.

Кроме этих общих целей регулирование фондового рынка может преследовать и иные цели. Так, в условиях экономического кризиса или спада регулирование может и должно быть ориентировано непосредственно на стимулирование инвестиций. Например, в годы правления Р. Рейгана (80-е годы) перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США была поставлена I задача меньше заниматься надзором за рынком ценных бумаг, а больше "поощрением инвестиций и накоплений".[24, c. 564] Реализация этих целей была возложена на нового председателя комиссии Джона Шэда (Shad) (1981 - 1986). Шэд создал Отдел экономического анализа и покончип с ситуацией, когда Комиссия являлась вотчиной почти исключительно юристов. После биржевого кризиса 1987 г. (сильнейшего после 1929 г.) Комиссия по ценным бумагам и биржам еще больше усилила акцент на экономической работе, расширив отдел экономического анализа за счет приема на работу специалистов с дипломом Ph.D. в области экономики.

На Первом Всероссийском совещании по рынку ценных бумаг и срочному рынку (Москва, 22 декабря 1998 г.) отмечалось, что в условиях глубочайшего кризиса, в котором оказался российский фондовый рынок в 1998 г., акцент в регулировании должен быть сделан именно к поощрении инвестиций и экономического роста, а не на утяжелении регулятивной инфраструктуры рынка, "которая во все большей мере начинает носить жестко регламентированный характер в отсутствие самого объекта регулирования".

Система регулирования фондового рынка в настоящее время имеет два уровня: саморегулирование профессиональных участников и регулирование государства.

Исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Собственно одна из функций фондовой биржи и раньше, и теперь как раз и заключается в выработке и соблюдении определенных правил поведения на фондовом рынке, и фондовые биржи являются, помимо организаторов торговли, также саморегулируемыми организациями.

Государственное регулирование возникло значительно позже. В конце XIX - начале ХХ в. в некоторых странах появляются законы, которые регламентируют отношения внутри компаний (акционерных обществ) и отношения компания - акционер. В некоторых странах (Германия) принимаются законы о фондовых биржах.

Тем не менее государственное регулирование фондового рынка как система (впрочем, как и в целом система экономического регулирования) появилось в США в 30-е годы, а в большинстве стран фактически после второй мировой войны.

Основу регулятивной системы, ее каркас составляет нормативно-правовая база регулирования. Эффективное законодательство по ценным бумагам, согласно упомянутому документу ИОСКО "Цели и принципы регулирования фондового рынка" (Objectives and Principles of Securities Regulation), должно охватывать следующие области:

1.Законодательство о компаниях (акционерных обществах).

1.1.Образование компании.

1.2.Обязанности директоров и управляющих.

13. Регулирование поглощений, слияний и прочих сделок, способных повлиять на отношения собственности и контроля.

1.4.Эмиссия и размещение ценных бумаг.

1.5.Раскрытие информации акционерам для принятия ими обоснованного решения по выборам совета директоров.

1.6.Раскрытие информации о крупных пакетах акций.

2.Гражданское/Договорное право. 2.1.Частное договорное право.

2.2.Предоставление ценных бумаг взаймы и их залог.

2.3.Права, вытекающие из ценных бумаг и процедура передачи прав по ценным бумагам.

3. Налоговое законодательство.

4. Законодательство о банкротстве.

4.1. Права владельцев ценных бумаг в случае банкротства эмитента. 4.2.Права клиентов финансовых посредников в случае их банкротства.

5.Законодательство о конкуренции.

5.1. Предотвращение действий, препятствующих конкуренции.

5.2. Равный доступ в отрасль.

5.3. Предотвращение недобросовестного использования доминирующего положения на рынке.

6. Банковское законодательство.

7. Разрешение конфликтов.

8.Законодательство опосредниках.

8.1. Доступ в отрасль.

В России, как и в других странах с директивной в прошлом экономикой, это законодательство пришлось создавать фактически с "нуля". И практически в каждом его элементе существуют лакуны, противоречия или просто неудачные положения, которые мешают наладить нормальную работу фондового рынка и обеспечить выполнение им своей основной мак роэкономической функции - финансирования хозяйства. Самым слабым элементом российской системы законодательства по фондовому рынку, с нашей точки зрения, является законодательство о компаниях, налогах и банкротстве.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Банковский маркетинг. Понятие и сущность
Основными элементами системы банковского маркетинга являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Маркетинг (от английского market — рынок) — комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение по ...

Управление процентным риском
1 . Выдача кредитов с плавающей процентной ставкой . «Такие меры позволяют банку вносить соответствующие изменения в размер процентной ставки по выданному кредиту в соответствии с колебаниями рыночных процентных ставок. В результате банк получает возможность избежать вероятных потерь в случае повы ...

Нормативно-правовое регулирование кредитных операций коммерческого банка
В соответствии с Хозяйственным Кодексом Украины кредитные операции заключаются в размещении банками от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск привлеченных средств юридических лиц (заемщиков) и граждан. Кредитными признаются банковские операции, определенные как таковые законом ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru