Полномочия и функции ЦБ РФ по отношению к кредитным организациям
Исходя из основных целей Центрального банка РФ, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулироьания кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для реализации поставленных перед Банком России целей и задач он должен обладать необходимыми полномочиями, которые закреплены в ст. 57 Закона «О Центральном банке РФ». Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Надзорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и анализе ее и т.д.
Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, ЦБ РФ может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии. Результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности банка и в целом банковской системы страны. Все это дает возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям, принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Степень вмешательства Центрального банка РФ в дела банков в большой степени зависит от способности их руководства действовать надлежащим образом в сложившейся ситуации. Если администрация банка после ознакомления с результатами инспекционной проверки может продемонстрировать готовность и способность преодолеть трудности, обозначив задачи и определив способы и сроки их решения, то надзорные подразделения территориального учреждения Банка России только оценивают предложенные банком корректирующие меры и наблюдают за их реализацией. Если же руководство банка оказывается не в состоянии действовать самостоятельно, го контролирующие органы ЦБ РФ могут либо настоятельно рекомендовать коммерческому банку провести соответствующие мероприятия, либо устанавливают операционные лимиты, либо предлагают руководству банка провести реорганизационную процедуру (слияние, присоединение и т.д.). В качестве рекомендаций может быть предложено заменить руководство банка, увеличить капитал, привлечь новых акционеров и т.д., а операционные лимиты могут представлять собой особые коэффициенты достаточности капитала, предельные размеры ссуд, ограничения на проведение новых сделок.
Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Выбор мер воздействия, применяемых к коммерческим банкам, определяется наиболее эффективным решением указанной задачи. Подразделения Банка России применяют к коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Применяемые меры могут как включать меры воздействия одного типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то ЦБ РФ имеет право:
Статьи по теме:
Стуктурные элементы платёжной системы
Существующая в настоящее время в республике национальная платежная система обеспечивает потребности экономики в целом и банков в частности в своевременном и качественном проведении расчетов. Как и в других странах, она включает ряд элементов, основными из которых являются: участники системы; средс ...
Виды платежных систем
Основным назначение платежной системы является организация межбанковских расчетов. Под ними понимаются расчеты по выполнению денежных требований и обязательств, возникающих между банками, а также банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями относительно исполнения платежей, иницииров ...
Подготовка карт к эмиссии
В настоящее время на разных уровнях и в различных системах пластиковых карт заняты свыше 1000 российских банков, Все больше банков подумывают о выпуске карт одной из существующих платежных систем или даже своих собственных.
У некоторых российских банков карточные программы средней масштабности ок ...