· для осуществления проверочных мероприятий по базе данных Кредитного Бюро Национального Банка Республики Беларусь с целью установления факта кредитования данного кредитополучателя в других банках Республики Беларусь, уполномоченный работник банка по электронной почте отсылает отсканированное Согласие на получение кредитного отчета в адрес управления режима и защиты информации головного банка. Работник управления получает информацию о наличии или отсутствии действующих кредитов, а также возможную кредитную историю по уже погашенным кредитам и передает ее посредством электронной почты инициатору запроса. Если установлено, что клиент имеет текущие кредиты в других банках или имеет негативную кредитную историю в других банках Республики Беларусь и не указал это в Заявке кредитополучателя, уполномоченный работник банка принимает решение об отказе в выдаче кредита на основании полученной информации, и составляет справку, в которой указывает причину отказа, соответствующую критерию отсечения. Если текущие кредиты клиента в других банках отсутствуют или он имеет положительную кредитную историю и указал это в заявке, то уполномоченный работник банка приступает к следующему этапу проверки;
· проверка соответствия телефонных номеров, указанных в заявке на получение кредита с использованием информационных справочников и службы "109", а также методом обзвона мобильных телефонных номеров, указанных в заявке;
При оценке кредитоспособности физических лиц ОАО «Белорусский Индустриальный Банк» основное внимание уделяет финансовому аспекту, в частности, доходности заемщика. С этой целью принимается во внимание значения коэффициента платежеспособности, которое определяется как отношение ежемесячных платежей по основному долгу и процентов к общему чистому доходу.
В настоящая время ОАО «Белорусский Индустриальный Банк» помимо этого финансового фактора учитывает и другие: социальные, профессиональные, имущественные, специальный банковский фактор.
Для определения рейтинга заемщика – физического лица ОАО «Белорусский Индустриальный Банк» ориентируются на такие критерии:
· возраст заемщика;
· профессия;
· продолжительность работы на одном месте;
· сфера занятости;
· наличие недвижимости;
· наличие вкладов в банке;
· кредитная история и др.
Рассмотрим на конкретном примере проверку платежеспособности физического лица, для получения кредита в ОАО «Белорусский Индустриальный Банк» (таблица 2. 18). Так в банк для получения кредита обратился Иванов Вячеслав Иванович, который женат. Сумма запрашиваемого кредита составляет 8 миллионов белорусских рублей. Желаемый срок кредита – два года, первоначальная процентная ставка по кредиту составляет 30 процентов годовых.
Таблица 2.18 -Расчет платежеспособности кредитополучателя
|
Наименование показателей |
Сумма, руб. | |
|
1. Среднемесячный доход |
2 087 400,00 | |
|
2. Удержания из дохода (налоги) |
271 362,00 | |
|
3. Платежи за коммунальные услуги |
100 000,00 | |
|
4. Ежемесячные платежи по основному долгу |
333 330 | |
|
5. Ежемесячные платежи по процентам |
200 000 | |
|
6. Другие удержания |
550 000,00 | |
|
7. Итого чистый доход (стр.1-стр.2-стр.3-стр.6) |
1 166 038,00 | |
|
8. Коэффициент платежеспособности ((стр.4+стр.5) : стр.7) |
0,46 | |
Статьи по теме:
Обеспечение независимости аудиторов
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой ...
Характеристика и классификация операций коммерческого банка
Можно выделить 2 уровня кредитной системы в России. Первый уровень – Центральный банк. Второй уровень – коммерческие, сребегательные, ипотечные, специализированные банки и другие финансовые институты [45; 3].
Основная роль в функциональном механизме отводится коммерческим банкам, которые выполняю ...
Исследование рынка банковского кредитования в Республике Саха
и потребностей населения
Результаты проведённого в начале 2009 года в городе Якутске исследования позволили сделать следующие выводы относительно различий в социально-демографической структуре клиентов и "не-клиентов" банков. Было опрошено 200 респондентов путем анкетирования (приложение 11).
Реальная клиентура ...