Вопросы совершенствования социального страхования в стране

Материалы » Социальное страхование на территории Республики Беларусь » Вопросы совершенствования социального страхования в стране

Страница 5

Обязательность системы объясняется тем, что люди ведут себя недальновидно и не обеспечивают свою старость сбережениями. В итоге в преклонном возрасте они могут стать обузой для общества. Установленный размер взносов в тесной увязке с ними размеров выплат уменьшает стремление уклоняться от уплаты страховых взносов. Одновременно уменьшается заинтересованность в досрочном выходе на пенсию. Принцип накопления снижает нежелательные трансферты между поколениями, способствует, по мнению авторов накопительных схем, формированию долгосрочных национальных сбережений. Частное управление многим представляется более эффективным в сравнении с государственным. Работник может выбрать любую из имеющихся в стране компаний, а также по своему усмотрению и желанию переходить из одной компании в другую. Роль правительства заключается в том, что оно является регулятором системы, ее финансовым гарантом, а также контролером [8, c.6].

В случае выбора Беларусью предлагаемой многоуровневой системы на пути встанет ряд сложных проблем:

финансирование перехода от распределительной системы к накопительной;

обеспечение доходности накапливаемых средств;

покрытие административных расходов на управление средствами.

Размер финансирования перехода будет зависеть от пути его реализации. При радикальном способе перехода все работающие начинают вносить средства на накопительное счета, а поступления в солидарную систему прекращаются. Сразу встает вопрос: из каких источников платить пенсии нынешним пенсионерам, численность которых достигла 2,5 млн.? Правда, эта сумма постепенно, в течение нескольких десятилетий, будет уменьшаться по мере естественной убыли пенсионеров солидарной системы - до полного погашения скрытого пенсионного долга (СПД). Под СПД понимается приведенная ценность накопленных к моменту перехода прав пенсионеров и работников, уплативших взносы в старую систему. По оценкам специалистов, в Беларуси СПД равен 360% ВВП (для сравнения: Казахстан - 88%, Чили - 100, другие латиноамериканские страны - 35 - 90, Венгрия - 213, Польша - 220%). Такой высокий скрытый пенсионный долг делает переход на накопительную систему очень проблематичным. Найти эти средства для нас нереально, поэтому такой радикальный путь перехода неприемлем.

Более взвешенным подходом является введение накопительной схемы только для новых работников на рынке труда (как это сделано в Чили). В этом случае уже в первый год поступления взносов в нашу солидарную пенсионную систему сократятся на 1,8 - 2% (7 - 8 млрд. руб. в месяц). Источников покрытия такого снижения доходов в Фонде нет даже на первый год перехода, не говоря о последующих периодах. Надеяться на поддержку государства в условиях дефицита республиканского бюджета, который он частично даже покрывает за счет средств социального страхования, оснований нет. Проблема СПД сохраняется и при этом варианте.

Следовательно, введению трехуровневой системы должна предшествовать серьезная работа по укреплению экономики страны. Такой переход должен базироваться на твердой экономической основе. Это организация первичного рынка для казначейских облигаций, пересмотр законов, регулирующих работу финансового рынка, ввод рынка облигаций с залоговым обеспечением и индексацией в зависимости от роста цен, осуществление либерализации предоставления услуг страхования и перестрахования и многое другое.

В заключение важно отметить, что целью пенсионной реформы не является создание фондового рынка страны, обеспечение высоких темпов экономического роста за счет использования средств частных пенсионных фондов для финансирования государственных проектов, в том числе через размещение средств в государственных облигациях. Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Независимость Европейского ЦБ
ЕСЦБ представляет собой независимую банковскую систему. При осуществлении своей деятельности члены ее органов управления не имеют права использовать инструкции или правила правительств и государственных органов стран Европейского Экономического Сообщества или внешних стран. В свою очередь институт ...

Стратегия управления пассивами
В 60-70-х гг. прошлого века наблюдались значительные изменения в способах управления структурой активов и пассивов. Сталкиваясь с быстрым ростом величины процентных ставок и интенсивной конкуренцией за фонды, банкиры начали уделять повышенное внимание изысканию новых источников средств, а также мо ...

Организация оценки кредитоспособности
На финансовом рынке страны Открытое акционерное общество «Белорусский Индустриальный Банк» функционирует почти 16 лет. За это время банк достиг значимых результатов по всем показателям деятельности. В г. Гомеле филиал данного банка создан в целях расширения банковских услуг. Основными задачами фил ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru