Риск – основная проблема на кредитном рынке

Материалы » Долгосрочное кредитование » Риск – основная проблема на кредитном рынке

Страница 1

Для расширения объемов кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо решить проблему кредитных рисков. Качество кредитов после продолжительного периода улучшения, начавшегося в середине 1999 год, стабилизировалось на беспрецедентно высоком уровне. Доля сомнительной задолженности в кредитном портфеле банков находится на уровне 5,4%, что почти в 2 раза ниже, чем в докризисный период.

В го же время о величине кредитных рисков можно судить по таким экономическим индикаторам, как объем просроченной ссудной задолженности (в 2005 год он составлял 33 736 миллионов рублей), средний процент невозврата кредитов (в 2005 год он был равен 8%), доля предприятий-должников и предприятий, имеющих «плохую» кредитную историю. Высокие кредитные риски сдерживают предложение кредитов со стороны банков.

Необходимо также отметить ряд факторов, в силу которых многие банки продолжают довольно высоко оценивать риски кредитования. Прежде всего, следует разграничить кредитные риски, вызванные деятельностью предприятий-заемщиков, и кредитные риски, возникающие в работе коммерческих банков.

К сожалению, большинство промышленных предприятий на протяжении последних лет испытывают тяжелые финансовые затруднения, и убытки от результатов их деятельности практически не снижаются. Недостаточная платежеспособность — фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании таких предприятий. Кроме того, налоговое бремя зачастую заставляет предприятия вести «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно как оценить его финансовое положение, так и рассчитать уровень кредитного риска.

Высокие кредитные риски вызваны не только финансовым состоянием предприятий (невысокой рентабельностью и убыточностью), но и их техническим оснащением. Значительная часть промышленных предприятий не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию, реализация которой позволит вернуть выданную ссуду.

Значительный фактор кредитного риска — отсутствие у заемщиков кредитной истории.

Следует отметить, что многие предприятия-заемщики еще не возвращали реально взятые кредиты, срок погашения многих кредитов еще не наступил, либо они пролонгированы.

В настоящее время можно констатировать, что ужесточение конкуренции на кредитном рынке приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику. Нет возможности оценить реальные риски сегодня. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими». Если не предусмотреть возможность неблагоприятного развития событий, не заложить ее в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество кредитного портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальные показатели надежности.

Большую роль играет методическая и нормативная база организации кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы и систему кредитования. И это несмотря на то, что хотя есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд. В зарубежных банках основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.

В настоящее время большинство коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Задачи же стратегического планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки не решаются. В результате уровень организации кредитной работы во многих банках крайне низок, что усиливает их кредитные риски.

Разделение кредитных полномочий в коммерческих банках призвано повысить эффективность работы их кредитных подразделений, определить степень компетенции работников на каждом уровне иерархической структуры банка, предоставив им определенные права и строго контролируя ответственность каждого работника.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Правовая природа договора банковского счета
Правовая природа договора банковского счета носит спорный характер. Е.А. Суханов полагает, что банковский счет есть средство организации и осуществления расчетов, а также форма договора, заключенного между банком и клиентом[16]. Согласно мнению Курбатова А.Я., следует воспринимать банковский счет ...

Исследование рынка банковского кредитования в Республике Саха и потребностей населения
Результаты проведённого в начале 2009 года в городе Якутске исследования позволили сделать следующие выводы относительно различий в социально-демографической структуре клиентов и "не-клиентов" банков. Было опрошено 200 респондентов путем анкетирования (приложение 11). Реальная клиентура ...

Анализ прибыли и рентабельности
Деятельность Общества в 2011 году была связана с увеличением выпуска товарной продукции, объема реализации и ростом прибыли от продаж относительно уровня 2010 и 2009 годов. Основные финансовые результаты деятельности ОАО "ТВЦ - Сервис" в течение анализируемого периода приведены ниже в т ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru