По нашему мнению, уровень предложения банковских услуг домохозяйствам правомерно оценить как средний, что обусловлено следующими причинами:
– высокими входными барьерами, препятствующим проникновению новых банков;
– неравными условиями деятельности, сложившимися на рынке банковских услуг между банками, имеющими поддержку региональных и местных властей и получающими бесплатные финансовые ресурсы, и кредитными учреждениями, не имеющими такой поддержки;
– недоверием населения к небанковским финансовым институтам;
– горизонтальной неравномерностью в предоставлении банковских услуг, которая негативно сказывается на региональных финансовых рынках.
Оценивая рынок банковских услуг населению со стороны спроса, можно охарактеризовать его как средний, что обусловлено взаимодействием следующих факторов:
– ростом участия граждан в различных программах инвестиционного характера, а также значительным ежегодным увеличением объемов и форм кредитования граждан;
– тенденцией увеличения доходов граждан, ежегодным превышением доходов, включая скрытую заработную плату, над расходами;
– высоким уровнем неработающих сбережений граждан;
– резервом в структуре участников финансового рынка.
Инновационная концепция активизации розничной составляющей рынка банковских услуг обусловливает ряд специфических организационных моментов: в современных условиях возникает потребность в создании инновационных и даже эксклюзивных банковских продуктов и услуг; необходима возможность выбора среди разнообразных услуг, сконцентрированных в одном месте, пакетного предложения с синтезированными и сопутствующими им банковскими услугами; диверсификация и универсализация банковской деятельности аннулирует востребованность малых специализированных банков в качестве игроков на данном сегменте финансового рынка; логическим продолжением эволюции банковской системы на современном этапе выступают банковские супермаркеты, в которых возможно приобретение необходимого пакета услуг без манипуляций с раздельным использованием собственных финансовых ресурсов.
В качестве конкретных инструментов привлечения сбережений населения предлагается использовать, в частности:
- сберегательные сертификаты;
- жилищные накопительные вклады;
- вмененные сбережения.
В качестве поддерживающих мер предлагается увеличить нормы возмещения по банковским вкладам, снизить налоговое давление на вкладчиков, внедрить дистанционное банковское обслуживание, использовать информационные ресурсы в целях повышения финансовой грамотности населения.
Необходимо увеличивать в составе банковских пассивов долю средств страховщиков жизни, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, которые аккумулируют долгосрочные сбережения домохозяйств. Повышение доступности долгосрочных ресурсов существенно снизит риск ликвидности и позволит продолжить развитие программ ипотечного кредитования.
Особое внимание следует уделить образовательному кредитованию, потребность в котором будет возрастать. Это связано с сокращением финансирования образовательной сферы за счет бюджетных средств.
Одной из основных движущих сил российского автомобильного рынка в последние годы стало автокредитование. Только за 2008 г. доля машин, приобретенных в кредит, превысила уровень 40%. Для снижения рисков предлагается использование бонусных схем, предусматривающих льготный режим кредитования постоянных клиентов банка.
Таким образом, филиал ОАО "Газпромбанка" может завоевать рынок банковских услуг и развить кредитование в РС (Я) с помощью современных технологий и инноваций в системе кредитования.
Статьи по теме:
Порядок кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий
Задачи повышения производительности труда и увеличения производства товарной продукции в сельском хозяйстве требуют улучшения его кредитования. На основе норм федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" (принят Государственной Думой 19 июля 1996 г ...
Преимущества партнерских взаимоотношений обслуживающего банка и предприятия
Формы финансовых взаимоотношений предприятия с обслуживающим банком в зависимости от степени тесноты, устойчивости и доверия друг другу делятся на посреднические и партнерские. О посреднических отношениях можно говорить в том случае, если банк применяет общепринятые традиционные формы обслуживания ...
Организационная структура Европейского ЦБ
За разработку, проведение и практическое осуществление единой денежно-кредитной политики ЕЦБ отвечают два его руководящих органа: Совет управляющих ЕЦБ и Исполнительный совет ЕЦБ. Третий руководящий орган ЕЦБ – это Генеральный совет.
Схема 1 Руководящие органы ЕЦБ
Совет Управляющих, верховный ...