Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг основывается на разнообразии нормативных актов, среди которых можно выделить три основных уровня:
· правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг;
· правовые основы деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах предпринимательской деятельности;
· правовое регулирование деятельности институтов аналогичных саморегулируемым организациям.
Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” установлен перечень документов, которые предоставляются в Федеральную комиссию для получения разрешения на создание саморегулируемой организации:
1) заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
2) правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:
1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);
2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;
4) документации, ведения учета и отчетности;
5) минимальной величины их собственных средств;
6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;
8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;
9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов организации;
10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;
11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;
12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;
13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;
15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.
В выдаче разрешения может быть отказано по следующим основаниям:
- в представленных документах не содержится необходимых требований;
- предусматривается возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
- предусматривается необоснованная дискриминация членов организации;
- предусматривается необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
- предусматривается ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;
- предусматривается регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
- предусматривается предоставление недостоверной или неполной информации.
Данный перечень для отказа в выдаче разрешения является исчерпывающим, отказ по иным основаниям не допускается и может быть обжалован в суде.
В случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации разрешение может быть отозвано.
Такое подробное закрепление в законе правового статуса саморегулируемой организации стало качественно новым шагом. После принятия данного закона деятельность саморегулируемых организаций стала основываться на законодательной базе. По сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г. правовой статус саморегулируемых организаций был значительно расширен. Теперь создавать саморегулируемые организации были вправе не только организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (как в Положении), но и участники, осуществляющие иные виды деятельности на фондовом рынке. В Законе были значительно расширены полномочия саморегулируемых организаций, закреплен порядок создания данных организаций, что стало дополнительной гарантией прав профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Статьи по теме:
Рядовой покупатель
Известно, что на потребительский спрос оказывает влияние ряд факторов, набор которых в целом стабилен (индексы цен на недвижимость, доступность ипотеки, уровень доходов и т.д.). Однако время от времени степень влияния того или иного события, явления выходит на первый план, тогда как сила действия ...
Современные карточные платежные системы европейских стран
В современных условиях, когда ведется работа над созданием платежной системы стран ЕврАзЭС, особое значение приобретает изучение зарубежного опыта интеграции платежных систем в единое пространство, а также тенденций реформирования безналичных расчетов. Актуальность вопроса возрастает и в связи с т ...
Сущность и особенности коммерческого банка как
финансового посредника
Банк – это мощный и не единственный финансовый посредник. Пенсионные фонды, инфестиционные фонды, кредитный кооперативы – это тоже финансовые посредники. Используя различные инструменты, ими аккумулируются свободные денежные активы, затем происходит инвестирование этих средств в экономику. Каждый ...