Прогнозирование ЧС – это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. Под прогнозированием обстановки понимается заблаговременная ее оценка с учетом вероятных условий ведения военных действий или чрезвычайных ситуаций. Для прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяется вероятностный подход.
Полученные результаты прогнозирования используются при планировании мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС для выработки рекомендаций по повышению устойчивости объектов, а также в ходе учений и тренировок.
Прогноз ЧС – это интеграция целого спектра прогнозов технического, природного, биолого-социальных источников ЧС. Прогнозирование природных и прогнозирование технических ЧС имеют свою специфику. Техногенную ЧС легче предотвратить, чем спрогнозировать в силу бесконечно большого количества вариантов комбинаций критических ситуаций способных вызвать аварию с техногенными последствиями.
Распоряжением Президента РФ по предложению МЧС России создана Система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации (СМП ЧС). В практике работы СМП ЧС используется автоматизированная система оперативного (краткосрочного) прогноза природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, которая рассчитывает спектр вероятностей уровней этих ЧС. Безусловно, основа эффективной работы в области прогнозирования ЧС – это доступ к информации различных ведомств. К сожалению, этот вопрос в нужной мере пока не решен, что создает ощутимые трудности в решении задач, поставленных перед прогнозированием ЧС. Необходимым условием эффективного стратегического планирования будущего является системный мониторинг источников угроз. Очевидна также разработка и реализация системы мер по противодействию угрозам. Экономические возможности накладывают ограничения на формирование необходимых условий противостояния природно-техногенным угрозам, При этом причины этих ограничений носят не только экономический, но психологический характер. В обществе не достигнуто должного уровня осознания обоснованности аксиомы «Предупредить ЧС намного дешевле, чем ликвидировать их последствия». Расчеты показывают, что к 2030 году прирост мирового валового продукта сравняется с затратами на ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф. Отсюда следует, что актуальность динамичного развития направления предупреждения чрезвычайных ситуаций нарастает.
Мониторинг стихийных бедствий
Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
Цель мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере: повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.
Данные мониторинга служат основой для прогнозирования.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета.
Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.
Статьи по теме:
Платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами
В условиях активного развития электронных технологий, начиная с середины прошлого века, некоторые экономисты высказывали предположение о постепенном исчезновении наличных денег и их замене электронными аналогами– платежными картами, электронными кошельками (установленными на компьютеры и мобильные ...
Цели и задачи Европейского ЦБ
Его цели определены Соглашением об Уставе Европейской системы центральных банков и ЕЦБ. В ст. 2 Устава сказано, что "в соответствии со статьей 105 данного Соглашения первой целью должно быть поддержание ценовой стабильности" . Там же говорится, что, не противореча цели стабильности цен, ...
Структура ЦБ РФ и задачи его департаментов
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В состав органов управления входят Национальный банковский совет, Председатель Банка России и Совет директоров.
Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России. В его состав вхо ...