Мировой опыт в вопросах оценки кредитоспособности заемщика

Материалы » Кредитоспособность заемщика и методы ее определения » Мировой опыт в вопросах оценки кредитоспособности заемщика

Страница 1

Для уяснения положительных и отрицательных аспектов отечественной системы оценки кредитоспособности заемщика необходимо рассмотреть опыт экономически развитых стран в данном вопросе.

В российской банковской практике под кредитоспособностью предприятия понимает способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). [47]

В западной банковской практике кредитоспособность трактуется как желание, соединенное с возможностью своевременно погасить выданное обязательство.[48]

В начале рассмотрим показатели кредитоспособности, используемые банками Соединенных Штатов Америки - самой экономически развитой страны мира.

Ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности.

Американские банки используют четыре группы основных показателей:

· ликвидности фирмы;

· оборачиваемости капитала;

· привлечения средств;

· показатели прибыльности.

К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп).

Коэффициент ликвидности прогнозирует способность заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше коэффициент ликвидности, тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если коэффициент покрытия менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста коэффициента покрытия.

Коэффициенты привлечения (Кпривл) образуют третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу, показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.

С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию.

Также в практике банков США применяются «правила шести си», в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами «C».

— character (характер заемщика);

— capacity (финансовые возможности);

— capital (капитал, имущество);

— collateral (обеспечение);

— conditions (общие экономические условия).

Подобные критерии используют и в нашей стране.

Для получения данных для выше перечисленных методов банку, разумеется, потребуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить:

· результаты переговоров с заемщиком;

· инспекция на месте;

· анализ финансовых отчетов;

· внешние источники.

Например, в мировой практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности - фирма «Дан энд Брэдстрит», которая собирает информацию примерно о 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов, наиболее распространенный из них – «Информация о деловом предприятии», а один из самых полезных «Отчет о ключевых финансовых статьях» - содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме «Дан энд Брэдстрит», имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами, но они в основном ограничиваются обычно одной отраслью или видом деятельности. Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы, некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Структура рынка потребительского кредитования
Если рассмотреть структуру рынка потребительского кредитования по целям кредита и степени его обеспеченности, то она будет выглядеть следующим образом (рис. 1). Рис.1. Структура рынка потребительского кредитования Сейчас на рынке потребительского кредитования представлено несколько типов креди ...

Организация банковской деятельности на основе отделений
Банки могут также организовывать свою деятельность на основе банковских отделений. Это целесообразно, когда он обслуживает быстро развивающийся регион и находится перед выбором – последовать на новые места за своими клиентами, будь это частные лица или предприятия, или потерять клиентов, уступив и ...

Метод разделения источников фондов
Широкое применение стратегий управления пассивами и фондами способствовало созданию альтернативного метода распределения средств – метода разделения источников фондов. В соответствии с ним руководству банка следует рассматривать конкретные источники, за счет которых привлекаются основные средства. ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru