В последнее время в средствах массовой информации и в научной литературе часто употребляется термин «риск-менеджмент». Российские предприятия пользуются услугами страховых компаний. Для чего необходима еще и система управления рисками? Что она собой представляет?
Следует учитывать, что риск присущ всем аспектам деятельности предприятия, и, здесь проявляется такое свойство риска, как альтернативность, предполагающая необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора свидетельствует об отсутствии риска: там, где нет выбора, не существует и риска.
Управление рисками может осуществляться с различных позиций [20, c. 417]:
- прямое директивное управление рисками – подход к управлению рисками, в рамках которого при проведении отдельной операции оценка предполагается рисков доводится до высшего руководства организации, которое принимает окончательное решение о целесообразности проведения операции. Такой подход эффективен при небольшом количестве проводимых операций, т.е. либо в небольшой организации, либо при проведении крупных операций (например, коммерческое кредитование в банке) в средних и крупных организациях.
- ограничение рисков за счёт лимитирования операций – т.е. ограничение количественных характеристик отдельных групп операций, выделенных или по их типу или по лицам, несущим ответственность за операции;
- ограничение рисков за счёт механизмов оценки эффективности с учетом риска.
В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.
Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.
Источниками информации, предназначенной для анализа риска, являются [16]:
- бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;
- организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;
- карты технологических потоков (технико-производственные риски);
- договоры и контракты (деловые и юридические риски);
- себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;
- финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.
Социально-экономическая нестабильность, в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы, как в деятельность субъектов хозяйствования; так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.
Статьи по теме:
Анализ комиссионного дохода от предоставления банковских
услуг ЗАО КБ "КЕДР"
Согласно положения ЗАО КБ "КЕДР" осуществляет банковскую деятельность на территории Красноярского края. ЗАО КБ "КЕДР" может выполнять следующие банковские операции и услуги: прием и выдачу вкладов; проведение операций с иностранной валютой; долгосрочное и краткосрочное кредитов ...
Понятие кредитоспособности заемщика и основные показатели, используемые при
ее оценке
В настоящее время под влиянием законов, регулирующих рыночные отношения, формируется разветвленная сеть коммерческих банков, осуществляющих комплексное кредитно - расчетное и кассовое обслуживание предприятий независимо от их организационно правовой формы.
Банки в процессе кредитования обязаны вс ...
Оценка эффективности проведения активных и пассивных операций банка,
основные направления ее совершенствования
Анализируя структуру пассивных операций, необходимо одновременно ставить задачи по управлению пассивами банка. К таким задачам можно отнести следующие:
· не допускать наличия в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
· изы ...