Больше всего дискуссий по поводу возникновения новых видов банковского обслуживания возникает в отношении инвестиционных банковских услуг. К ним относится андеррайтинг – гарантированное размещение, или покупка новых ценных бумаг у их эмитентов и последующая их перепродажа другим покупателям с целью получения прибыли от такого акта купли-продажи.
Андеррайтер надеется продать ценные бумаги по новой цене, которая является достаточно высокой для того, чтобы включать не только первоначально уплаченную цену, но и его расходы и желаемую прибыль. Так как рыночные цены ценных бумаг часто меняются в зависимости от спроса и предложения, то андеррайтинг ценных бумаг является рисковым бизнесом.
Во избежание такого риска Конгресс США существенно ограничил инвестиционную деятельность коммерческих банков, приняв в 1933 году «Закон о национальных банках» (закон Гласса-Стигалла). Этот закон запрещает банкам заниматься одновременно коммерческой и инвестиционной деятельностью – подпиской на размещение и куплей-продажей ценных бумаг, особенно акций и облигаций компаний. Помимо основной цели, которую преследовал Конгресс, принимая этот закон, - снижение риска, связанного с частными (в отличие от правительственных) ценными бумагами, - он имел в виду возможное столкновение интересов, если, например: а) банкиры входили в совет директоров тех компаний, на чьи ценные бумаги они сделали подписку; б) членов банковских организаций продали новые ценные бумаги, а банки, которые были частью этих организаций, сделали займы для финансирования тех же самых ценных бумаг, удваивая тем самым риск для банковских фирм от такой сделки. Хотя федеральные ограничения против андеррайтинга ценных бумаг были направлены на то, чтобы предотвратить крах банков, они не достигли своей цели. Большинство банков, которые обанкротились, были небольшими по размерам и не занимались андеррайтингом.
Закон Гласса-Стигалла позволяет банкам осуществлять андеррайтинг избранных правительственных облигаций. Наиболее приемлемыми объектами торговли и подписки для национальных банков являются следующие виды ценных бумаг:
1. Прямые обязательства правительства США, такие, как казначейские векселя США, облигации и закладные;
2. Федеральные облигации, например закладные Федеральной национальной ипотечной организации (FNMA);
3. Высококачественные правительственные облигации и закладные штатов, обеспеченные полным доверием и кредитом правительственного эмитента.
Однако ограничения, появившиеся в мировой финансовой системе по отношению к андеррайтингу ценных долговых бумаг, а также акций компаний, придают этому виду операций особую привлекательность в банковской среде.
Статьи по теме:
Банковская система Японии в условиях мирового финансового
кризиса
В 2006-2007 гг. японская экономика развивалась в условиях продолжающегося роста мировых цен на энергоносители. Доминирующую роль в экономике продолжал играть экспорт продукции. Ослабление позиций американского доллара приводило к укреплению японской иены, что способствовало на мировом рынке и оказ ...
Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных
бумаг
Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг основывается на разнообразии нормативных актов, среди которых можно выделить три основных уровня:
· правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг;
· правовые основы деятельности саморегу ...
Стратегия управления активами
Банки не всегда рассматривали свои активы и пассивы в неразрывном единстве. До 60-х годов прошлого века банкиры большей частью воспринимали источники фондов – обязательства и собственный капитал. Согласно такому подходу к управлению активами предполагалось, что величина и виды хранимых банком депо ...