Социальная защита населения основная категория и сущность

Материалы » Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования » Социальная защита населения основная категория и сущность

Страница 1

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.

В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» и в составе Наркомата социального обеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.

В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.

Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 «Об организации пенсионного Фонда СССР» и №827 «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР». В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 «Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь». Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики [2, с.99].

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Он функционирует с 1 июля 1993г. и является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения [1, с.140].

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [2, с.99-100].

В своей деятельности Фонд социальной защиты населения опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 01.04.1995г [3, с.216-217].

Для обеспечения деятельности фонда создается центральный аппарат, а также аппараты местных органов фонда - областные (Минское городское) управления, городские, районные и районные в городах отделы Фонда. В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управления; 153 городских, районных и районных в городах отделов.

Фонд, областные (Минское городское) управления фонда являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе валютные, а также печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Право юридического лица может придаваться городским, районным в городах отделам фонда.

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературы.

Наличие системы социальной зашиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Задачи службы маркетинга в банке и ее организационная структура
Основные задачи службы маркетинга в банке [13, с.264]: 1. Анализ окружающего рыночного пространства с его сегментированием и определением своих стратегических зон деятельности (СЗД) (городов, регионов, стран), где возможны открытия своих дочерних структур, филиалов, представительств и т.д. 2. Ан ...

Проектирование и разработка рекламно-информационного сайта
В настоящее время интернет представляет собой один из самых активно развивающихся средств информации. Создание сайта в интернете обеспечивает новые возможности по расширению, информационной поддержке или рекламе бизнеса. Профессионально созданный сайт обеспечивает легкость его нахождения по запрос ...

Анализ сведений о кредитовании юридических лиц в 2005г. на примере Алтайского края
Кредитование – одна из основных операций Алтайсбербанка, которой уделяется первостепенное внимание. В 2005 г. банк выдал кредитов на сумму более 26 млрд. руб., в т.ч. юридическим лицам – более 23 млрд. руб. В результате кредитный портфель банка возрос до 25 млрд. руб., в т.ч. корпоративным клиента ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru