Основными этапами анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка являются:
Анализ активных, пассивных операций банка;
Анализ доходов и расходов банка;
Анализ финансовых коэффициентов.
Анализ активных операций банка
В экономической теории под активами в широком смысле понимают будущие экономические выгоды, которые возможно получить в результате прошлых операций или сделок по приобретению имущества, а также предоставлению своего имущества во временное пользование третьим лицам.
Будущие экономические выгоды связаны со способностью активов, приносить прибыль своему владельцу при погашении требований, обмени их на что-либо, представляющее ценность для владельца, путем использования их в производственной деятельности или путем применения для погашения обязательств. Выгоды от активов обычно принимают форму притока чистой наличности. Для того чтобы стать активом, любой ресурс, кроме наличности, должен отдельно или в сочетании с другими ресурсами обеспечивать прямо или косвенно будущий поток денежных средств.
Активные операции кредитных организаций - это размещение собственных и привлеченных средств банка с целью получения дохода. По российскому законодательству к активным банковским операция относятся:
1) Кредитные, кассовые, валютные операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
2) Выдача банковских гарантий и поручительств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
3) Приобретения права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
4) Доверительное управление денежными средствами и другим имуществом, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции, вложения банка в ценные бумаги;
5) Другие операции.
Экономическое содержание активных операций кредитных организаций проявляется в их квалификации.
В зависимости от степени риска активные операции делятся на: стандартные (степень риска - 0%), нестандартные (степень риска от 1 - 20%), проблемные (степень риска от 21 - 50%), сомнительные (степень риска от 51 - 99%), безнадежные (степень риска 100%). (Табл.2.1)
Табл. 2.1 Группировка активов по степени риска
|
Статьи активов |
Степень активов, % | |
|
Средства на корреспондентском и депозитном счетах в Банке России, а также счета расчетных центров ОРЦБ в учреждениях Банка России, |
0 | |
|
Обязательные резервы, перечисленные в Банк России |
0 | |
|
Наличная валюта и платежные документы, драгоценные металлы в хранилищах и в пути |
2 | |
|
Суммы, задепонированных в учреждениях Банка России для получения следующим днем наличных денежных средств и для расчетов чеками |
0 | |
|
Средства банков, депонированные для расчетов чеками |
0 | |
|
Вложения в облигации Банка России |
0 | |
|
II группа | ||
|
Кредитные требования, гарантированные РФ в частности, под которую получены гарантии |
10 | |
|
Вложения в долговые обязательства РФ |
10 | |
|
Вложения в государственные долговые обязательства стран, не входящих в число "группы развитых стран" |
10 | |
|
Статьи активов |
Степень риска, % | |
|
Кредитные требования к Министерству финансов РФ |
10 | |
|
Учтенные векселя, выданные и (или) акцептованные и (или) авалированные федеральными органами исполнительной власти |
10 | |
|
III группа | ||
|
Вложения и долговые обязательства субъектов РФ и органов местного самоуправления |
20 | |
|
Средства на счетах участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях, а также на счетах в расчетном центре ОРЦБ |
20 | |
|
Средства на корреспондентских счетах в банках нерезидентах стран из числа "группы развитых стран", а также стоимости драгоценных металлов, учет которых ведется на металлических счетах в указанных банках |
20 | |
|
Кредитные требования к банкам стран из числа "группы развитых стран" на срок до 90 календарных дней |
20 | |
|
Кредитные отношения под залог государственных ценных бумаг РФ в части, равной рыночной стоимости указанных ценных бумаг |
20 | |
|
Кредитные требования к международным банкам развития |
20 | |
|
Кредитные требованиям к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления |
20 | |
|
Кредитные требования под залог драгоценных металлов в слитках в части, равной их рыночной стоимости |
20 | |
|
Статьи активов |
Степень риска, % | |
|
Кредитные требования под залог долговых обязательств субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг |
20 | |
|
IV группа | ||
|
Средства на корреспондентских счетах в банках-нерезедентах стран, не входящих в число "группы развитых стран", а также стоимость драгоценных металлов, учет которых ведется на металлических счетах в указанных банках |
50 | |
|
Вложения в ценные бумаги (акции и долговые обязательства) торгового портфеля |
50 | |
|
Кредитные требования к банкам стран из числа "группы развитых стран" на срок свыше 90 календарных дней |
50 | |
|
Кредитные требования в части, исполнение обязательств по которой обеспечено гарантийным депозитом (вкладом), размещенном контрагентом - юридическим лицом в банке - кредиторе, и (или) залогом собственных долговых ценных бумаг банка - кредитора |
50 | |
|
V группа | ||
|
Все прочие активы баланса |
100 | |
Статьи по теме:
Динамика операций с пластиковыми картами на российском банковском рынке
В рамках данной работы в целях выделения наиболее существенных характеристик рынка банковских платежных карт и использованы следующие критерии:
- количественные и качественные параметры эмиссии банковских платежных карт в абсолютном и относительном выражениях;
- количество эмитентов и эквайеров; ...
Характеристика типичных рисков в банке
Кредитный риск
- риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.
К указанным финансовым обязательствам могут относиться обяза ...
Изучение отношений к определенной марке товара
Необходимо выделить изучение степени известности товара. Существует три типа известности: 1. известность-узнавание. В данном случае заранее известная марка предопределяет покупку. Узнавание – минимальный уровень известности. 2.известность-припоминание. Потребность в покупке предшествует выбору мар ...