Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде 2007 года, отсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. Все вышесказанное способствовало повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, что подтверждают приведенные ниже показатели работы за январь-сентябрь 2009 года.
В автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 12651,2 тысячи платежей на сумму 233288,1 миллиарда рублей. Средний размер платежа в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросло на 1,7 %. Количество проведенных платежей в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросло на 9,5%, сумма – на 17,1%. В январе-сентябре 2009 г. среднедневной оборот составил 3762,7 млрд. руб.(204,1 тыс. платежей) и по сравнению с январем-сентябрем 2008г. увеличился соответственно на 17,4% и 9,7% (Приложение Г).
Вместе с тем, несмотря на положительные в целом результаты работы АС МБР, существует и ряд проблем.
Не способствует нормативной работе платежной системы сложившаяся порочная практика авральной работы субъектов хозяйствования, органов управления и отдельных банков в последний день месяца или квартала по урегулированию расчетов, включая погашение задолженности по заработной плате и перед бюджетом. В течение продленного сверх графика времени работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы.
Следует отметить, что эти затраты достаточно велики. Так, 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб.
Полагаем, что от сложившейся порочной практики надо уходить, используя при этом организационные и экономические меры. Одной из таких мер должно стать, на наш взгляд, введение платы за продление работы АС МБР, которую должен вносить инициатор продления, покрывая все издержки Национального банка и банков.
Это говорит о том, что тарифы уже не покрывают возросшие по объективным причинам затраты (увеличение амортизации за счет ввода резервного центра, рост зарплаты персонала, рост цен на электрическую и тепловую энергию и др.). Поэтому назрела необходимость их повышения. При этом Главное управление платежной системы, Главное управление информационных технологий и Расчетный центр продолжат работу по оптимизации и совершенствованию АС МБР с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение.
К компетенции банков относится решение проблемы увеличения нагрузки на ответственных исполнителей в связи с необходимостью формирования полноформатных электронных платежных документов для передачи в систему BISS. Решение данной проблемы возможно, если банки начнут более активно применять автоматизированные банковские системы "Клиент-банк" и сканирующие устройства.
Сегодня созданная в государстве платежная система в основном соответствует современным образцам. Однако интеграция и расширение экономических связей, позволившие нашей стране войти в мировые финансовые потоки, требуют формирования платежной системы, полностью отвечающей мировым стандартам. Поэтому работа по созданию надежного, стабильного механизма функционирования платежной системы, ее модернизация в связи с быстрыми технологическими изменениями и республике проводится постоянно.
Статьи по теме:
Основные цели и функции деятельности Центрального банка РФ
Остановимся более подробно на целях и функциях Банка России, операциях которые он выполняет для упорядочивания денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики.
Законодательно закреплены следующие основные цели деятельности Центрального банка РФ:
· защита и обеспечение устойчивости руб ...
Процентные своп-контракты
В начале 80-х годов на рынке еврооблигаций был разработан прием хеджирования изменения процентных ставок, позволяющий двум заемщикам денежных средств (в том числе банкам) сотрудничать посредством обмена некоторыми наиболее благоприятными характеристиками своих займов. Например, один из заемщиков, ...
Банковская система и ее структура
Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских объединений в их взаимосвязи и взаимодействии.
Главный элемент банковской системы - центральные эмиссионные банки, осуществляющие руководство и контроль за функционированием и развитием всей банковской системы страны. Мобил ...