Рис. 3.2. Эволюция отношения реальной и потенциальной клиентуры банков к отечественной банковской системе, в % опрошенных
Представления большинства клиентов о российской банковской системе в настоящее время довольно критичны. Проведенный опрос выявил, насколько основные банковские услуги населению пользуются спросом, и какие из них будут востребованы в будущем. Очевидно перераспределение интересов потребителей банковских услуг в сторону кредитных услуг. Особенно желаемым для получения из предлагаемых кредитов оказался ипотечный кредит (53% респондентов), а основным критерием выбора кредитного продукта стали его цена (87%), длительность кредита (64%) и простота его оформления (45%).
Рис. 3.3. Востребованность банковских услуг населению Якутии, в процентах опрошенных
Результаты исследования подтвердили, что кредиты – очень перспективный вид банковских услуг, и абсолютное большинство респондентов (92%) намерены в будущем воспользоваться заёмными банковскими средствами. Основным препятствием для потенциального заёмщика являются не банковские условия вообще, а низкий уровень официального дохода (о чём заявила почти четверть потенциально желающих взять кредит). Этот фактор связан не столько с банковской сферой, сколько с условиями труда в России и ставками налогообложения на заработные платы. Таким образом, большая часть населения (как реальных, так и потенциальных заёмщиков) рассматривает банковские кредиты как одну из возможностей возмещения планируемых крупных расходов. Однако формальные требования банков к возможным заёмщикам существенно ограничивают активность кредитного поведения потенциальных клиентов.
В целом, респонденты с пониманием относятся к банковским формальностям по выдаче кредита и признают актуальность кредитования, позволяющего большинству заёмщиков улучшить качество жизни. Вместе с тем, среди якутян довольно широко распространено мнение, что банки предлагают заведомо невыгодные программы кредитования.
Менее популярными в перспективе направлениями (по сравнению со вкладами и кредитами), по мнению респондентов, являются операции с ценными бумагами и использование пластиковых карт: так, вложить возможные сбережения в ценные бумаги готово 10% опрошенных; более трети потенциальных клиентов планируют проводить в будущем операции с ценными бумагами, а более 50% – собираются приобрести пластиковые карты. Иначе говоря, потенциальная клиентская база у банков существует и по этим финансовых услуг. Для роста их популярности среди потенциальной клиентуры банкам необходимо заниматься широким информированием населения и предложением дополнительных выгод клиенту. В данных видах банковских услуг реальное поведение и потенциальные установки клиентуры чаще совпадают, а разница между ними меньше, чем в оценках расширения вкладов и кредитования. В целом, экономическое поведение потенциальной клиентуры по операциям с пластиковыми картами и ценными бумагами содержит в себе больше возможностей мобильности клиентуры, чем среди реальных клиентов.
Статьи по теме:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
ценный бумага банк эмитент
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандарт ...
Правила размещения ценных бумаг
Если размещение ценных бумаг осуществляется путем подписки в течении срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, то оно не должно превышать одного года со дня принятия решения о выпуске. Размещение же ценных бумаг путем конвертация осуществляется в течении срока, предусм ...
Изменения в законодательстве
В 2009 году вступили в силу следующие законодательные инициативы, отразившиеся на динамике отдельных видов страхования:
1. Вступление России в программу «Зеленая карта» (с 1-го января 2009 года).
2. Прекращение выдачи строительных лицензий (с 1-го января 2009 года вступили в силу новые законодат ...