Экономическое содержание: понятие и сущность пластиковых карт

Материалы » Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике » Экономическое содержание: понятие и сущность пластиковых карт

Страница 1

Банковское дело – одно из самых древних занятий человечества. Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является имитирование пластиковых карточек.

Банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита.

Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

Пластиковая карточка, как средство безналичных расчетов впервые появилась в США на рубеже 50-х годов. Мало кто в это время представлял себе, что она произведет настоящую революцию в банковском деле. Однако в настоящее время это совершенно очевидно. Сегодня уже более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте. Именно они в большинстве случаев выступают ключевым элементом электронных банковских систем. Пластиковые карты уверенно занимают передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и соответственно расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам, увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа и др.

В нашу страну первые кредитные карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически любая операция, связанная с валютой, работа с карточками была строго регламентирована и находилась под бдительным государственным оком. В пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах[1].

Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную аз специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы, которая имеет следующие геометрические параметры:

– ширина –85,595 ±0,125 мм;

– высота – 53,975 ±0,055 мм;

– толщина –0,76 ±0,08 мм;

– радиус окружности в углах –3,18 мм;

На лицевую сторону платежных карточек наносят логотип финансового института, торговые марки платежной системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты. Кроме того, обычно на карточке присутствует голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, видимый только в ультрафиолетовых лучах. На лицевой стороне чиповой карточки находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом 1807816-1. На обратной стороне карточки находятся магнитная полоса (место которой также строго определено стандартом), панель для подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в определенном поле (чаще – на обратной стороне карточки) помещать фото держателя.

В процессе подготовки к выпуску карточка претерпевает графическую, физическую и электрическую персонализацию.

Под графической персонализацией иногда понимают нанесение полиграфическим способом на карточку логотипа финансового института – эмитента, чаще же – нанесение с помощью специальных принтеров персональной информации о держателе.

Физическая персонализация служит для нанесения на карточку персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца, срока действия карты, а также иногда некоторой дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).

Номер платежной карточки состоит из последовательности цифр, обычно от 13 до 19, чаще всего – 16. В платежных системах банковских карточек номер карточки начинается с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с помощью несложного алгоритма.

Эмбоссирование (тиснение) – метод физической персонализации. Эмбоссированные символы – выпуклые ,подкрашенные специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой). Эмбоссирование необходимо для визуальной идентификации кассиром или операционистом персональных данных о держателе и для переноса их с карточки на слип (счет-извещение).

«Электронные» карточки а соответствии с правилами принимаются только в электронных устройствах (банкоматах, кассовых аппаратах, платежных терминалах).

Эмбоссирование таких карточек производится специальным образом- так называемым идентированием, при котором символы получаются не выпуклыми, а как при печати на пишущей машинке на листе бумаги- практически плоскими. Импринтер не в состоянии перенести идентированный на карточке текст на слип, что не позволяет совершать операцию без использования электронных устройств. Иногда вместо идентирования используются печать тех же данных графическим принтером.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Электронные расчеты
Наиболее перспективной и получающей все большее развитие становится форма электронных расчетов посредством платежных карт и электронных денег (э-деньги). Стратегия развития платежной системы России в ближайшее время реализуется по двум направлениям: - переход к электронной системе межбанковских ...

Цели и задачи риск-менеджмента в банках
В связи с постоянным ростом влияния риска на финансовую деятельность особенно актуальной становится проблема банковского менеджмента – управления банковскими рисками, то есть использование различных мер, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рискового события в банковской д ...

Исследование и определение доли рынка вкладов Байкальского банка Сбербанка России
При изучении предпочтений и мотивов поведения существующих и потенциальных клиентов банка (вкладчиков) предстоит получить ответы на следующие вопросы: • из каких источников они узнали об вкладах, предлагаемых банком; • по каким мотивам и с какими целями они обратились или хотели бы обратиться в ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru