Сущность финансовых отношений предприятий и коммерческих банков

Материалы » Взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком » Сущность финансовых отношений предприятий и коммерческих банков

Все предприятия и организации, получающие денежную выручку, непременно должны прибегать к услугам банков для осуществления расчетов и хранения свободных денежных средств.

Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.

Важной особенностью этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания.

Безналичный платежный оборот предприятия характерен тем, что полностью проходит через кредитные организации, так как осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции – обслуживание платежей и расчетов – невозможно без банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации – сдачи наличности в обслуживающий фирму банк.

В системе работы предприятия с банками рассматривают следующие проблемные области [1, с. 291]:

1. Установление критериев, по которым выбирается банк.

2. Постоянный мониторинг состояния банка, с целью обнаружения возможных негативных аспектов его деятельности, например, снижение ликвидности.

3. Уменьшение расходов на банковское обслуживание.

4. Проведение периодической сверки банковских счетов.

5. Получение кредитной линии и ее поддержание.

6. Периодическое размещение временно свободных денежных средств на срочные банковские депозиты.

Основные банковские услуги, которые необходимы предпринимательской фирме в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, можно свести к следующим [2]:

1. Обеспечение безналичных расчетов предприятия путем зачисления на его расчетный счет в банке поступающих денежных средств (в основном в виде выручки от реализации продукции) и платежей предприятия другим фирмам (в основном в виде оплаты приобретаемых товаров и услуг) и организациям (в основном в виде платежей в бюджет и всевозможные фонды).

Качество работы банка по этим операциям оценивается по скорости обработки платежных документов предприятия и зачисления поступающих ему денег на его расчетный счет.

2. Обеспечение удобного способа выплаты заработной платы работникам фирмы. Возможны два основных способа выплаты:

– путем получения наличных денег в кассе банка и последующей их выплаты работникам через кассу предприятия;

– путем безналичного перечисления заработной платы работников на их лицевые счета в банке.

Конечно, для предпринимательской фирмы оптимальным является второй вариант, так как он экономит время управленческого персонала и сокращает риск потери денег. Особенно удобна такая форма оплаты труда, если банк, который обслуживает фирму, имеет подразделение для работы с физическими лицами и не требует поэтому дополнительной оплаты услуг по перечислению денег с расчетного счета фирмы на лицевые счета работников.

3. Обеспечение выдачи наличных средств (на зарплату, хозяйственные расходы, командировки).

Для расчетного обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации безналичных расчетов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчетный и другие счета, зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает со счета предприятия по его поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме этого, банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.

Усложнение схемы денежных потоков и расширение сферы финансовых отношений порождает у предприятия потребность в других разнообразных банковских услугах. Эффективно управлять финансами предприятий невозможно без привлечения банковского кредита. Появление новых финансовых инструментов, глобализация рынков, усиление конкуренции и другие факторы реальной среды, в которой действуют современные предприятия, повышают значение финансового консультирования, которое становится наиболее динамично развивающейся сферой банковской деятельности. Иными словами, в современных условиях банки превращаются для предприятий в партнеров по бизнесу. Успех партнерских отношений зависит, однако, от того, насколько правильно предприятие выбрало «свой банк». От выбора банка зависит не только успех текущего делового сотрудничества с ним, но и сохранность доверенных ему денежных средств и ценностей.

Статьи по теме:

Проблемы развития Российского карточного рынка
Широкому использованию пластиковых карт - как основной формы расчетов за товары и услуги препятствуют ряд причин. Одной из основных проблем, препятствующих использованию пластиковых карт, является недоверие населения к банковской системе и пластиковым картам, в частности. Другим фактором, отталки ...

Основные направления деятельности Национального банка
В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь № 441-З от 25.10.2000 согласно статье 51 «Операции, осуществляемые Национальным банком», к операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся: кредитование в порядке рефинансирования; расчетное и кассовое обслуживание Правительства Р ...

Страховой надзор. Нормативная документация страхового надзора
Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года №4015–1 (с последними изменениями, внесенными Федеральным Законом от 07.03.2005 №12-ФЗ), определяет, что страховой надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru