Сущность финансовых отношений предприятий и коммерческих банков

Материалы » Взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком » Сущность финансовых отношений предприятий и коммерческих банков

Все предприятия и организации, получающие денежную выручку, непременно должны прибегать к услугам банков для осуществления расчетов и хранения свободных денежных средств.

Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.

Важной особенностью этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания.

Безналичный платежный оборот предприятия характерен тем, что полностью проходит через кредитные организации, так как осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции – обслуживание платежей и расчетов – невозможно без банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации – сдачи наличности в обслуживающий фирму банк.

В системе работы предприятия с банками рассматривают следующие проблемные области [1, с. 291]:

1. Установление критериев, по которым выбирается банк.

2. Постоянный мониторинг состояния банка, с целью обнаружения возможных негативных аспектов его деятельности, например, снижение ликвидности.

3. Уменьшение расходов на банковское обслуживание.

4. Проведение периодической сверки банковских счетов.

5. Получение кредитной линии и ее поддержание.

6. Периодическое размещение временно свободных денежных средств на срочные банковские депозиты.

Основные банковские услуги, которые необходимы предпринимательской фирме в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, можно свести к следующим [2]:

1. Обеспечение безналичных расчетов предприятия путем зачисления на его расчетный счет в банке поступающих денежных средств (в основном в виде выручки от реализации продукции) и платежей предприятия другим фирмам (в основном в виде оплаты приобретаемых товаров и услуг) и организациям (в основном в виде платежей в бюджет и всевозможные фонды).

Качество работы банка по этим операциям оценивается по скорости обработки платежных документов предприятия и зачисления поступающих ему денег на его расчетный счет.

2. Обеспечение удобного способа выплаты заработной платы работникам фирмы. Возможны два основных способа выплаты:

– путем получения наличных денег в кассе банка и последующей их выплаты работникам через кассу предприятия;

– путем безналичного перечисления заработной платы работников на их лицевые счета в банке.

Конечно, для предпринимательской фирмы оптимальным является второй вариант, так как он экономит время управленческого персонала и сокращает риск потери денег. Особенно удобна такая форма оплаты труда, если банк, который обслуживает фирму, имеет подразделение для работы с физическими лицами и не требует поэтому дополнительной оплаты услуг по перечислению денег с расчетного счета фирмы на лицевые счета работников.

3. Обеспечение выдачи наличных средств (на зарплату, хозяйственные расходы, командировки).

Для расчетного обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации безналичных расчетов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчетный и другие счета, зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает со счета предприятия по его поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме этого, банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.

Усложнение схемы денежных потоков и расширение сферы финансовых отношений порождает у предприятия потребность в других разнообразных банковских услугах. Эффективно управлять финансами предприятий невозможно без привлечения банковского кредита. Появление новых финансовых инструментов, глобализация рынков, усиление конкуренции и другие факторы реальной среды, в которой действуют современные предприятия, повышают значение финансового консультирования, которое становится наиболее динамично развивающейся сферой банковской деятельности. Иными словами, в современных условиях банки превращаются для предприятий в партнеров по бизнесу. Успех партнерских отношений зависит, однако, от того, насколько правильно предприятие выбрало «свой банк». От выбора банка зависит не только успех текущего делового сотрудничества с ним, но и сохранность доверенных ему денежных средств и ценностей.

Статьи по теме:

Анализ средств в расчетах
Проанализируем соотношение величины дебиторской и кредиторской задолженности. Таблица 7. Расчетный баланс дебиторской и кредиторской задолженности, тыс. руб. На 01.01.2011 На 31.12.2011 На 01.01.2011 На 31.12.2011 Дебиторская задолженность 493721 296316 Кредиторская ...

Риск залогового обеспечения при банковском кредитовании
Риск кредитоспособности заемщика предшествует риску непогашения кредита, под ним принято понимать неспособность заемщика выполнять свои обязательства по отношению к кредиторам вообще. Каждый заемщик характеризуется индивидуальным риском кредитоспособности, который присутствует независимо от деловы ...

Стратегический менеджмент в банке
Что понимается под стратегическим менеджментом в банке? Стратегический менеджмент в банке - комплекс мер по разработке и реализации концепции развития банка (банковской стратегии). Что понимается под банковской стратегией? Стратегия банковская - концепция развития банка, рассчитанная на долгоср ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru