Пути реформирования системы государственного социального страхования

Материалы » Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования » Пути реформирования системы государственного социального страхования

Страница 5

Еще одни существенным недостатком существующей пенсионной системы, является «уравниловка» между максимальной и минимальной пенсиями; отсутствует нормальная привязка пенсионных выплат к заработной плате того или иного работника в период его трудовой деятельности. Нет и накопительной системы, индивидуальных счетов.

Как отмечает в своем докладе «Создание эффективной системы социальных пособий в Беларуси» старший специалист по вопросам социальной защиты Всемирного банка, специалист по вопросам реформирования системы социальных пособий в Восточной Европе и СНГ Катерина Петрина (Украина) – «что необходимо изменить идеологию, подход к решению проблемы. А сами конкретные меры - изменение параметров и сумм выплат - может принимать уже технический персона. Сегодня даже те небольшие наработки, что сделаны в этой сфере в Беларуси, тяжело воспринимаются и обществом, и государственными чиновниками.

Идеологические различия систем социального страхования в развитых странах и Беларуси заключаются прежде всего в том, что, например, в Европе помощь оказывается не тому или иному человеку, а домохозяйству или семье, которые по тем или иным причинам временно оказались в трудном материальном положении. Пособие не будет выплачиваться ни пожизненно, ни в течение определенного времени (скажем, детям до 18 лет). Государство не только материально помогает такой семье, но и способствует трудоустройству ее членов, чтобы они смогли себя обеспечить. И когда эта цель достигается, выплата пособия прекращается.

Беларусь тратит примерно 1.5% ВВП на все виды социальных пособий. Средний показатель по другим странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза – 2,5% ВВП. Оценка экспертов Всемирного банка показывает, что 40% всей суммы выплат идут пятой части самого бедного населения. Это неплохой показатель. Но стандартом хорошей программы является 60%. То есть необходимо перераспределить примерно 20% бюджета пособий. А для этого отказаться от программ помощи каким-то отдельным категориям населения или хотя бы вывести из-под действия этих программ обеспеченных людей.

Таким образом можно повысить эффективность системы социальных пособий в Беларуси, не повышая общих расходов на систему и налогов, посредством перераспределения средств от обеспеченных к малоимущим, и в некоторых случаях к семьям со средним достатком» [16, с.79].

Старший экономист Всемирного банка, специалист по вопросам пенсионного реформировании в Восточной Европе и СНГ Зоран Анушич (Хорватия) - отметил, что демографическая ситуация в Республике Беларусь, прогнозируемое уменьшение численности населения неизбежно приведет к сокращению количества плательщиков пенсионных взносов. А удельная доля населения в возрасте 65 лет и старше в Беларуси к 2026 г. превысит 17%. Уже сегодня на каждого белорусского пенсионера приходятся два плательщика взносов.

Сравнивая показатели продолжительности жизни и сроки выхода на пенсию мужчин и женщин Беларуси с другими странами региона З. Анушич сделал неутешительный вывод: «в нашей стране необходимо повысить пенсионный возраст для женщин, которые по статистике живут дольше – «сильного» пола» [16, с.79].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru