Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции.
Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.
Существуют общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня. Вместе с тем, анализируя банковские риски, важно учитывать:
· кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;
· неустойчивость политического положения;
· отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;
· инфляцию, и др.
Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство дли установления связей между этими понятиями. Таким образом, классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-либо признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в общие понятия. Научно обоснованная классификация риска содействует четкому определению места каждого риска в общей системе и создаст потенциальные возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления рисками.
Для определения банковских рисков представляется целесообразным построить такую логическую цепочку, которая покажет, где находятся финансовые риски, что это такое и как общеэкономические риски в частности могут быть трансформированы в финансовые риски банков. Для этого и для уточнения классификации рисков мы разработали ряд собственных критериев, которым должна удовлетворять система рисков:
· Соответствие цели конкретной организации
. Как и любая коммерческая структура банки ставят своей целью получение прибыли, в то же время к целям банковских организаций добавляется цель обеспечения сохранности денежных средств и ценностей, размещенных на текущих счетах клиентов, полученных в управление или на хранение.
· Отношение к регулированию
, т.е. деление на внешние и внутренние. Внешние риски могут быть только учтены в деятельности, а на внутренние может быть оказано воздействие путем их изучения и минимизации, а в некоторых случаях возможна и их ликвидация.
· Соответствие условиям банковской операции
(срок, обеспечение, валюта платежа, соотношение кредитования крупных и мелких заемщиков, акционеров и инсайдеров).
· Приемлемость
системы рисков для осуществления последующего управления и контроля.
· По принадлежности к активным и пассивным операциям
и к определенному структурному подразделению. Так, в банках риски возникают в трех крупных подразделениях: Кредитное, Казначейство и Операционное. В кредитном подразделении в основном сталкиваются с кредитными рисками. Казначейство при проведении активных операций принимает на себя, валютный риск, риск процентной ставки, портфельный, риск ликвидности, кредитный и другие. Операционное управление в основном связано с операционными рисками и рисками трансферта.
Статьи по теме:
Расчеты чеками
ЧЕК
—это ценная бумага, выполненная владельцем счета в банке на бланке установленного образца, содержащая поручение банку произвести по ее предъявлении платеж указанной суммы третьему лицу.
ДЕНЕЖНЫЕ ЧЕКИ применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, ...
Анализ рынка пластиковых карт в г. Новокузнецке
Рынок финансовых услуг г. Новокузнецка поделен между 31 коммерческим банком. Все банки, работающие на финансовом рынке города, можно разделить: местные, региональные и московские. В таблице 5 приведен народный рейтинг доверия клиентов к пластиковым картам, эмитированным определенным банком на 01.0 ...
Основные направления улучшения маркетинговой
деятельности банка
Основной задачей улучшения маркетинговой деятельности «Татфондбанк» является организация отдела маркетинга в банке.
Задачами отдела маркетинга в ОАО «Татфондбанк» являются:
- Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников на выполнение требова ...