Международные аудиторские компании, работающие в России, на основании рекомендаций Базельского комитета разрабатывают собственные классификации рисков, примером может служить карта рисков 15>15 (подробная структура финансовых рисков коммерческого банка), созданная компанией "PricewaterhouseCoopers", получившая название GARP
Необходимо дать краткую характеристику рискам, приведенным в таблице:
1. Кредитный риск — это риск возможных потерь, связанных с ухудшением кредитоспособности, вызванных невозможностью или нежеланием исполнять свои обязательства в соответствии с условиями соглашения. Для банка кредитная деятельность является основной в структуре активных операции, поэтому невыполнение кредитором своих обязательств ведет к финансовым потерям и, в конечном счете, приводит к снижению достаточности капитала и ликвидности.
2. Рыночный риск — возможное неблагоприятное отклонение финансовых результатов банка от запланированных, вызванное изменениями рыночных котировок (рыночных цен).
3. Риск концентрации портфеля — класс рисков, связанных с повышенной зависимостью банка от отдельных контрагентов или групп связанных контрагентов, отдельных отраслей, регионов, продуктов или провайдеров услуг.
4. Риск ликвидности — риск, связанный со снижением способности финансировать принятые позиции по сделкам, когда наступают сроки их ликвидации, невозможность покрывать денежными ресурсами требования контрагентов, а также требования обеспечения, и, наконец, риск связанный с невозможностью ликвидировать активы на различных сегментах финансового рынка. Поддержание определенного уровня ликвидности осуществляется путем управления активами и пассивами. Главная задача -поддержание оптимального соотношения между ликвидностью и прибыльностью, а также сбалансированности между сроками вложений по активам и пассивам. Для обеспечения текущей ликвидности банк должен иметь достаточный запас ликвидных активов, что накладывает ограничения на вложении в низколиквидные активы (кредиты).
5. Операционный риск — это риск убытков, связанных с действиями человека (как преднамеренными, так и непреднамеренными), сбоями техники или внешними воздействиями.
6. Риск бизнес-события — класс рисков, с которыми сталкивается банк как экономический субъект. Эти риски не являются специфичными для банков, с ними сталкивается любой другой хозяйствующий субъект.
Представленная классификация охватывает все виды банковских операций. К достоинствам данной классификации следует отнести выделение наиболее проблемных зон финансовых рисков в деятельности банка, учет колебаний рыночных ставок процента, конкретизация рисков бизнесc-события.
При рассмотрении различных классификаций финансовых рисков нельзя не отметить морфологическую таблицу рисков коммерческого банка (рис.1), предложенную Савинской Н.А.16, которая может использоваться для создания информационно-аналитической базы системного определения и исследования банковских рисков.
Рис.1 Морфологическая таблица рисков коммерческого банка
|
Морфологическая переменная |
Виды риска | ||
|
1. Логистика связей (тип потока) |
1.1. Материальный |
1.2. Финансовый |
1.3. Информационный |
|
2. Тип процесса |
2.1. Инновационный |
2.2. Инфраструктурный |
2.3. Производственный |
|
3. Место в системе |
3.1 На выходе |
3.2. В процессе |
3.3. Нa выходе |
|
4. Субъективный фактор |
4.1. Индивидуальный |
4.2. Коллективный | |
Статьи по теме:
Понятие расходов
Характеристика расходов, их классификация и оценка, признание в учете и отражение в отчетности определяются Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Концепция расходов, лежащая в основе ПБУ, состоит в том, что не всякие затраты относятся к расходам, так же как и не всяк ...
Международная ассоциация развития
Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. Формально она считается независимой от МБРР, поскольку имеет свой собственный устав и финансовую базу, однако фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является филиалом МБРР. Президент МБРР является одноврем ...
Условия эффективной работы рынка ОС ОПО
По мнению "Эксперта РА", будущая результативность введения ОС ОПО зависит от следующих пяти параметров:
1. Готовность нормативной базы и участников рынка.
2. Эффективность контроля за заключением договоров страхования.
3. Адекватность тарифов и страховых сумм.
4. Финансовая устойчиво ...