С учетом этих специфических отличий экономическая сущность страхования выражается в экономических отношениях по передаче риска в обмен на уплату премии, имеющих гражданско-правовую форму и характеризующихся случайностью и вероятностью, статистической наблюдаемостью и возможностью математического расчета; фактической возможностью страховых случаев; замкнутой солидарностью раскладки ущербов (в пользу пострадавших страхователей за счет всех страхователей данного страхового фонда); наличием временных и пространственных границ раскладки ущербов, возвратностью части страховых взносов, направленной в страховые резервы. [7]
В целях выявления характерных особенностей предоставления услуг страховой компанией, необходимо дать определение понятию страховой услуги.
По мнению В. Гомелли и Д. Туленти,". понятие "страховой продукт", "страховая услуга" и "страховой товар" близкие между собой, но вместе с тем отличаются один от другого и между ними можно проявить определенную иерархию. Первичным, самым общим понятием, есть "страховой продукт" - то есть результат человеческой деятельности с осуществление экономической защиты от следствий разных случайных и вероятных естественных и общественных явлений. Страховой продукт конкретизируется в услуге со страховой защиты или в "страховой услуге". Страховая услуга может не быть страховым товаром, если она не продается и не покупается; и может быть страховым товаром, если она производится страховщиком для продажи, и эта продажа становится регулярным. Итак, самым конкретным и, соответственно, таким, что наиточнее описывает современный продукт и услугу страхования есть понятия "страховой товар". Именно это понятие конкретнее применяется в современных условиях, но ныне оно почти не применяется". [10]
С другой стороны, страхование можно отнести к услугам, поскольку, во-первых, оно имеет стоимость (уплата премии) и потребительскую стоимость (страховая защита); а во-вторых, является действием, которое дает клиентам компании удовлетворения в виде состояния защищенности; в-третьих, является действием, которое вызывает определенный полезный эффект - обеспечение защиты имущественных интересов физических, юридических лиц и государства. В-четвертых, в процессе страхование не создается ни одного материально-вещевого продукта. На этом основании можно сделать вывод, что страхование в полной мере отвечает классическим определениям услуги как такой. По мнению С. Ефимова, страховые услуги являются перечнем видов договоров страхования, за которыми работает определенный страховщик. С другой стороны, страховая услуга - это специфический товар, предложенный на страховом рынке. [9]
Вследствие отсутствия единого определения понятия "страхового продукта" нет одинакового трактования его особенностей. Преимущественно украинские, русские и польские экономисты выделяют две основные особенности страховых продуктов, а именно:
а) нематериальность (отсутствие натурально-вещевого содержимого), производными от которой есть:
неодинаковость (индивидуальный характер одного и того же продукта относительно разных объектов);
неделимость на части с целью передачи на потребление другим;
невозможность хранения (накопление, складирование);
отсутствие перехода прав собственности;
сложность оценки качественных показателей.
б) непринадлежность страховых продуктов к услугам первой необходимости, например, медицинских или транспортных, вследствие чего их реализация осложнена. Некоторые экономисты считают, что "потребность в страховании легко выталкивается с сознания, так как она связывает с отрицательными ощущениями или представлениями. Отсутствие желания осознать потребность в нем и его нематериальный характер обуславливают специфику страхового продукта.
Когда идет речь о страховом продукте, в первую очередь, конечно, имеют на внимании правила страхования, лицензию, которую имеет страховщик. Сюда же можно отнести и другие типы документов, без которых невозможная страховая деятельность. Все это обычно есть дополнения к правилам: образцы заявлений, договоров и др. Приведенная часть продукта почти не отличается в большинстве отечественных страховщиков.
Иногда страховую услугу характеризуют как комплекс гражданско-правовых отношений относительно защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством.
Статьи по теме:
Характеристика типичных рисков в банке
Кредитный риск
- риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.
К указанным финансовым обязательствам могут относиться обяза ...
Учет операций с пластиковой карточкой
Банковская кредитная карточка не является юридическим свидетельством долга или долгового требования, каковым являются, например вексель или чек. Это скорее материальный символ юридических отношений, возникающих между сторонами, заключившими карточное соглашение. Операции с карточками - прибыльный ...
Понятие аудита и виды услуг, предоставляемых аудиторами
Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой ( бухгалтерской ) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в РФ определены Федеральным законом, утве ...