По общему правилу, обычаи делового оборота исполняются в силу привычки. Однако, будучи источником права, в том числе страхового, обычай должен быть санкционирован государством. Существуют разные формы государственного санкционирования обычая - отсылка к нему в законодательстве, указание в судебной практике. Обычаи делового оборота относятся к правовым обычаям, что отличает их от традиций, обрядов и заведенного порядка. Это вполне обоснованно отмечают В.С. Белых и И.В. Кривошеев, характеризуя обычай делового оборота как источник страхового права. [23]
Поэтому при разрешении спорных ситуаций, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров, судами могут приниматься в качестве правовых норм сложившиеся и устоявшиеся определенные правила поведения, которые законодательно не регламентированы, но прочно заняли место в практике. На данное обстоятельство было обращено внимание в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". [6]
Задачами организации страхового дела являются:
проведение единой государственной политики в сфере страхования;
установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
Различают две формы страхования: обязательное (форма страхования, возникающая в силу закона) и добровольное (форма страхования на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования). [2]
Договор страхования является основным юридическим (нормативно-правовым) документом, регламентирующим правоотношения Сторон (страховщика и страхователя), в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая изготовить страховую выплату страхователю либо другому лицу, в пользу которого заключен контракт (застрахованному, "третьему лицу", выгодоприобретателю), а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленный срок. Договор страхования может содержать и иные условия, определяемые по соглашению Сторон. Например, в договоре в обязательном порядке указываются события, на которые страховщик принимает страховые обязательства, размерность общей страховой суммы (сумм), габарит страхового взноса, выплаты страхового обеспечения (страхового возмещения).
Правовое регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.
Под государственным регулированием страхования понимается система направлений и используемых в них методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц, деятельности страховых компаний, их посредников и других контрагентов страховщиков для обеспечения прав и интересов страхователей и страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Целями государственного регулирования страхования являются:
установление нормативных требований (в законах, иных правовых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, их имущественных интересов;
обеспечение эффективного формирования и использования (размещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов;
создание организационных и экономических, технических и информационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры.
Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для участников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное как нормы страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют важнейший инструментарий государственного регулирования страхования.
Основными направлениями государственного регулирования страхования являются:
а) государственный надзор за страховой деятельностью;
б) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
в) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке;
г) общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;
д) прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.
Статьи по теме:
Специализированные
кредитно-финансовые институты
Упоминавшаяся выше часть кредитной системы, представленная специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, носит название парабанковской системы (см. рис. 1). Финансовые организации этой системы отличает ориентация на обслуживание определенных типов клиентуры либо н ...
Страхование имущества юридических лиц
Страхуются?
· Недвижимость (здания и сооружения)
· Внутренняя отделка
· Мебель и предметы интерьера
· Бытовое и электронное оборудование
· Производственное (промышленное) оборудование
· Стационарное техническое оборудование
· Товарно-материальные ценности
От чего можно застраховаться?
Стр ...
Анализ маркетинговой деятельности банка
Правительство Татарстана с целью повышения банковской ликвидности и стабилизации банковской системы республики приняло 19 октября 2008 г. решение о приобретении 25% акций ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
Одной из причин решения правительства Татарстана о вхождении в капитал банка стали панические настрое ...