Международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в своем программном документе "Цели и принципы регулирования фондового рынка", опубликованном в 1998 г.[30], определила три основные цели этого регулирования:
- защита инвесторов;
- обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;
- снижение уровня систематического риска.
Эти три цели тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Многие из тех требований, которые помогают сохранять честный и прозрачный рынок, одновременно снижают и уровень систематического риска. Точно так же меры, направленные на снижение систематического риска, облегчают защиту инвесторов.
Кроме этих общих целей регулирование фондового рынка может преследовать и иные цели. Так, в условиях экономического кризиса или спада регулирование может и должно быть ориентировано непосредственно на стимулирование инвестиций. Например, в годы правления Р. Рейгана (80-е годы) перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США была поставлена I задача меньше заниматься надзором за рынком ценных бумаг, а больше "поощрением инвестиций и накоплений".[24, c. 564] Реализация этих целей была возложена на нового председателя комиссии Джона Шэда (Shad) (1981 - 1986). Шэд создал Отдел экономического анализа и покончип с ситуацией, когда Комиссия являлась вотчиной почти исключительно юристов. После биржевого кризиса 1987 г. (сильнейшего после 1929 г.) Комиссия по ценным бумагам и биржам еще больше усилила акцент на экономической работе, расширив отдел экономического анализа за счет приема на работу специалистов с дипломом Ph.D. в области экономики.
На Первом Всероссийском совещании по рынку ценных бумаг и срочному рынку (Москва, 22 декабря 1998 г.) отмечалось, что в условиях глубочайшего кризиса, в котором оказался российский фондовый рынок в 1998 г., акцент в регулировании должен быть сделан именно к поощрении инвестиций и экономического роста, а не на утяжелении регулятивной инфраструктуры рынка, "которая во все большей мере начинает носить жестко регламентированный характер в отсутствие самого объекта регулирования".
Система регулирования фондового рынка в настоящее время имеет два уровня: саморегулирование профессиональных участников и регулирование государства.
Исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Собственно одна из функций фондовой биржи и раньше, и теперь как раз и заключается в выработке и соблюдении определенных правил поведения на фондовом рынке, и фондовые биржи являются, помимо организаторов торговли, также саморегулируемыми организациями.
Государственное регулирование возникло значительно позже. В конце XIX - начале ХХ в. в некоторых странах появляются законы, которые регламентируют отношения внутри компаний (акционерных обществ) и отношения компания - акционер. В некоторых странах (Германия) принимаются законы о фондовых биржах.
Тем не менее государственное регулирование фондового рынка как система (впрочем, как и в целом система экономического регулирования) появилось в США в 30-е годы, а в большинстве стран фактически после второй мировой войны.
Основу регулятивной системы, ее каркас составляет нормативно-правовая база регулирования. Эффективное законодательство по ценным бумагам, согласно упомянутому документу ИОСКО "Цели и принципы регулирования фондового рынка" (Objectives and Principles of Securities Regulation), должно охватывать следующие области:
1.Законодательство о компаниях (акционерных обществах).
1.1.Образование компании.
1.2.Обязанности директоров и управляющих.
13. Регулирование поглощений, слияний и прочих сделок, способных повлиять на отношения собственности и контроля.
1.4.Эмиссия и размещение ценных бумаг.
1.5.Раскрытие информации акционерам для принятия ими обоснованного решения по выборам совета директоров.
1.6.Раскрытие информации о крупных пакетах акций.
2.Гражданское/Договорное право. 2.1.Частное договорное право.
2.2.Предоставление ценных бумаг взаймы и их залог.
2.3.Права, вытекающие из ценных бумаг и процедура передачи прав по ценным бумагам.
3. Налоговое законодательство.
4. Законодательство о банкротстве.
4.1. Права владельцев ценных бумаг в случае банкротства эмитента. 4.2.Права клиентов финансовых посредников в случае их банкротства.
5.Законодательство о конкуренции.
5.1. Предотвращение действий, препятствующих конкуренции.
5.2. Равный доступ в отрасль.
5.3. Предотвращение недобросовестного использования доминирующего положения на рынке.
6. Банковское законодательство.
7. Разрешение конфликтов.
8.Законодательство опосредниках.
8.1. Доступ в отрасль.
В России, как и в других странах с директивной в прошлом экономикой, это законодательство пришлось создавать фактически с "нуля". И практически в каждом его элементе существуют лакуны, противоречия или просто неудачные положения, которые мешают наладить нормальную работу фондового рынка и обеспечить выполнение им своей основной мак роэкономической функции - финансирования хозяйства. Самым слабым элементом российской системы законодательства по фондовому рынку, с нашей точки зрения, является законодательство о компаниях, налогах и банкротстве.
Статьи по теме:
Проблемы обеспечения возвратности банковских кредитов
С увеличением объема кредитования в РФ неизбежно растет объем и невозвращенных займов в кредитном секторе. Пока происходил приток иностранных инвестиций состояние местных валют не вызывало тревоги. Все это прождало эйфорию на фондовом рынке, в отрыве от реальности банки направо и налево раздавали ...
Анализ маркетинговой деятельности банка
Правительство Татарстана с целью повышения банковской ликвидности и стабилизации банковской системы республики приняло 19 октября 2008 г. решение о приобретении 25% акций ОАО «АИКБ «Татфондбанк».
Одной из причин решения правительства Татарстана о вхождении в капитал банка стали панические настрое ...
Участники системы карточных расчетов и их взаимодействие
Безналичные платежи с использованием банковских пластиковых карт осуществляются в рамках определенной платежной системы.
Под платежной системой понимается совокупность действующих договорных отношений, программно-технических решений, внутренней организационной и методологической инфраструктуры, с ...