Страхование экологических рисков

Материалы » Страхование как фактор инновационного развития России » Страхование экологических рисков

Страница 2

Кроме того, в США существует необходимая нормативная база, которая предусматривает возмещение вреда нанесенного экологии. Американское законодательство предусматривает компенсацию за ущерб, причиненный окружающей среде и природным ресурсам. Компенсация за ущерб природным ресурсам обусловлена положениями 3 основных законов:

1. Закон о национальной политике в области экологии 1969 года (National Environmental Policy Act, Закон NEPA).

2. Закон об ответственности и компенсации ущерба, причиненного окружающей среде (Comprehensive Environmental Response, Compensation and Liability Act, Закон CERCLA 1980 г.).

3. Закон о загрязнении нефтью (Oil Pollution Act, Закон ОРА 1990 г.).

Эти законы устанавливают, что любое лицо, ответственное за загрязнение, обязано возместить ущерб окружающей среде помимо расходов по очистке. Закон NEPA — основной закон, признающий необходимость защиты окружающей среды от вредного воздействия загрязнения при строительстве дорог, плотин и других общественных проектов. По закону CERCLA, Агентство по защите окружающей среды (ЕРА) может вынести постановление о том, чтобы любое лицо, ответственное за загрязнение, возместило ущерб, нанесенный окружающей среде. Законом предусматривается, что ответственность лиц, причинивших ущерб природной среде, носит ретроактивный характер, т.е. если доказано, что лицо причинило ущерб, то оно признается ответственным независимо от времени причинения вреда. В случае недостаточной компенсации ущерба в дело вступает Суперфонд (Superfund), из средств которого будут возмещаться расходы по восстановлению окружающей среды. Суперфонд пополняется взносами страховых компаний США, занимающихся экологическим страхованием.

В США разработаны и действует ряд полисов по страхованию экологических рисков. Эти полисы заложили основу дополнительным видам страхования для удовлетворения различных потребностей страхователей:

1. полис страхования ответственности подрядчика за причинение вреда окружающей среде - дополняет стандартный полис по страхованию общей ответственности и предоставляет покрытие по убыткам, связанным с ответственностью за загрязнение во время работ при строительстве различных объектов;

2. полис страхования ответственности за ошибки и упущения специалистов по экологии впервые начал действовать в 1989 г. и был предназначен для тех специалистов по экологии, которым могли быть предъявлены претензии из-за их ошибок при проведении работ по оценке ущерба и экологическим консультациям (инженеры по экологии, лаборанты экологических испытаний, консультанты по экологии);

3. полис страхования ответственности по убыткам, связанным с применением асбеста и свинца;

4. полис страхования на случай расходов по восстановлению окружающей среды покрывает расходы, которые превышают ожидаемые или планируемые расходы при выполнении экологических чисток в данном районе;

5. полис страхования ответственности владельцев подземных хранилищ опасных веществ обеспечивает покрытие, которое соответствует требованиям Закона о восстановлении и охране естественных ресурсов.

Основы для развития в Российской Федерации экологического страхования заложены российскими законодательными актами, в первую очередь, законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Опыт реализации положений нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай его нанесения (закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996 г. № 147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации) позволяет говорить, что экологическое страхование является наиболее универсальным и перспективным инструментом гарантированного возмещения вреда окружающей среде.

Вместе с тем необходимо отметить, что до настоящего момента не удалось сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правовое обеспечение. Основные причины:

1. нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность большинства хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, не предусматривают предоставления гарантий на случай нанесения вреда природной среде;

2. отдельные нормативно-правовые акты содержат положения об использовании страхования для возмещения вреда окружающей природной среде, но в этих документах отсутствуют механизмы реализации;

3. ни один из действующих нормативно-правовых актов не осуществляет правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения экологического страхования.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Контроль за деятельностью Центрального банка РФ
Надзор за деятельностью центрального банка имеет важное значение для экономики государства в целом. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума: · назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по пред ...

Статус, основные цели и функции ЦБ РФ
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» и другими фе­деральными законами. В соответствии со ст. 71 российской Конститу­ции федеральные банки (следовательно, и Центральны ...

Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь
Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного платежного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики. Разразившийся гл ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru