Большинство банков пытаются встроить в свою депозитную базу "буфер ликвидности". Малые банки с ограниченным доступом к национальным финансовым рынкам развивают сервисное обслуживание клиентов для повышения уровня базового финансирования и уменьшают эластичность процентов по пассивам. Многие крупные банки периодически занимают больше средств, чем им требуется, чтобы гарантировать доступ к источникам депозитов. Если заемные средства оказываются им ненужными, они вкладывают их в краткосрочные ссуды. Размер ликвидности, имеющейся у крупных банков через покупные средства, ориентировочно оценивается путем сравнения текущих заимствований банка с его максимальным размером долга к оплате в течение предыдущего года.
Система корреспондентских отношений.
Система корреспондентских отношений — это система межбанковских отношений, в которой один банк продает услуги другим финансовым учреждениям. Учреждение, предоставляющее услуги, называется банком- корреспондентом, а учреждение — покупатель услуг называется банком-респондентом
Банки-респонденты покупают услуги у банков-корреспондентов по различным причинам. Некоторые услуги могут быть слишком дороги, если их предоставлять самостоятельно; другие услуги из-за запретов регулирующих органов не могут предоставляться вообще. Мелкие банки, например, желают оказывать своим клиентам полный комплекс услуг, но спрос на определенные сделки непредсказуем. Было бы непростительно дорого вкладывать средства в технологию и рабочую силу для проведения международных сделок или инвестировать в консалтинговую службу по слияниям и приобретениям, если такие операции проводятся лишь от случая к случаю. Подобные услуги становятся рентабельными лишь тогда, когда их много и можно добиться экономии масштаба, что снижает стоимость единичной операции. Даже с учетом надбавки, которую корреспондент устанавливает сверх себестоимости, такие услуги оказываются дешевле, чем если бы они выполнялись самостоятельно. Аналогичным образом банки-корреспонденты продают банкам-респондентам участие в ссудах. Это происходит тогда, когда размер отдельной ссуды превышает допустимые для данного банка размеры заимствования.
В соответствии со своим размером и географическим рынком многие банки выступают в роли и корреспондентов, и респондентов. Обычно мелкие банки покупают услуги у более крупных респондентов, которые пользуются преимуществом экономии масштаба, а также у банков, расположенных на географически отдаленных рынках, где у клиентуры банка имеются определенные интересы. Респонденты платят за услуги либо в виде непосредственных гонораров, либо поддерживая депозитные балансы в банке-корреспонденте. В большинстве случаев оплата услуг принимает форму остатков депозитов до востребования, что предусматривает прибыль, получаемую корреспондентом от инвестирования таких балансов. Отношения "ты — мне, я — тебе ' составляют основу корреспондентских отношений.
Система корреспондентских банковских отношений традиционно опиралась на личные знакомства банкиров. Усилившаяся конкуренция, вызванная ослаблением вмешательства государства в дела банков, их слияниями и приобретениями, привела к уменьшению количества коммерческих банков-респондентов и стала оказывать давление на пределы доходности. Открывая филиалы в других регионах, банк больше не нуждается в услугах, ранее оказываемых банком-корреспондентом. В ответ многие банки-корреспонденты перестают оказывать весь ассортимент услуг, уменьшают размеры своих корреспондентских отделов и больше внимания уделяют прибыльным продуктам и направлениям деятельности.
Мелкие банки также стали испытывать на себе бремя конкуренции со стороны банков-корреспондентов в борьбе за клиентов. Банкир местного уровня, знакомя своего коллегу из банка-корреспондента более высокого уровня со своей клиентурной базой, часто обнаруживает, что корреспондент пытается сбыть свои услуги непосредственно клиенту и полностью обойти респондента. Такая ситуация вызвала двоякие последствия. Во-первых, вместо того чтобы иметь дело с одним банком-респондентом, корреспонденты теперь стремятся приобретать различные услуги у разных корреспондентов.
Статьи по теме:
Понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
Саморегулируемая организация - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. (О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 48).
Саморегулируемая организация учреждается профе ...
Финансово-банковская система в XIX–начало XX века
Окончание войны с Наполеоном дало возможность приостановить дальнейший выпуск ассигнаций в 1817 г. С прекращением выпуска ассигнаций роль государственного банка свелась к механическим задачам обмена ветхих билетов на новые и размена крупных билетов. Этот банк был упразднён в 1848 г. а его функции ...
Права страховых компаний
Необходимо отметить, что отдельного Закона о страховых компаниях в России не существует, поэтому их права, обязанности и ответственность отдельно не выделены законодателем в отдельном нормативно-правовом акте. Поэтом для их характеристики мы будем использовать такие законы и нормативные акты, как ...