В ОАЭ в 2000 г. был принят закон о создании официальной фондовой биржи и Комитета ОАЭ по фондовой и товарной биржам. Вслед за этим был одобрен проект нового закона о компаниях, который предполагает снижение ценза на процент капитала, выставляемого на продажу компанией при регистрации на бирже, с 55% до 25%9.
Одновременно с этим и по схожим сценариям проходило формирование фондовых рынков и остальных стран-членов ССАГПЗ. Надо отметить, что к 2010 г. планируется создание единого фондового рынка в рамках Совета сотрудничества10. Однако на практике это представляется достаточно трудной задачей в силу существенных различий в регулировании деятельности рынков капитала в странах ССАГПЗ.
Одним из важнейших вопросов, которые потенциально являются определяющими для развития аравийских фондовых бирж, является проблема допуска иностранных инвесторов и эмитентов на собственные рынки акций и облигаций. Позиции стран аравийской шестерки по этому вопросу существенно различаются. Так, если на Бахрейне присутствие иностранных инвесторов рассматривается как один из базовых факторов развития финансовых рынков в стране, то Саудовская Аравия, Кувейт и остальные страны-члены Совета сотрудничества придерживаются более консервативных позиций по данному вопросу. Деятельность нерезидентов на фондовых рынках большинства стран ССАГПЗ до недавнего времени была ограничена покупкой долей в специализированных паевых инвестиционных фондах. Такие паевые фонды управлялись аравийскими банками и зачастую имели ограничения по размерам совокупной чистой стоимости активов. В то же время правительства стран ССАГПЗ принимают меры по постепенному допуску иностранных участников на рынки капитала. В Омане с 2003 г. право инвестировать в фондовый рынок Султаната получили граждане ССАГПЗ, а с 2005 г. разрешена деятельность иностранных брокеров11. В Кувейте в 2000 г. был принят закон, разрешающий иностранцам напрямую инвестировать в фондовый рынок страны, тогда как ранее они могли лишь покупать паи в инвестиционных фондах, работающих на кувейтской бирже12. В апреле 2005 г. фондовый рынок Катара был открыт для прямого участия иностранных инвесторов, что незамедлительно привело к существенному росту количества сделок с ценными бумагами. По оценкам, число нерезидентов (как индивидуальных, так и институциональных инвесторов), которые заинтересованы в подаче заявлений на регистрацию для ведения деятельности на катарском рынке акций, достигает 300 тыс.13 Указанное решение тщательно прорабатывалось правительством Катара и прошло несколько подготовительных этапов, как, к примеру, допуск в 2004 г. на фондовый рынок Катара инвесторов из других стран-членов ССАГПЗ.
Аналогичным образом проходит либерализация и в других государствах аравийской шестерки, когда в качестве предварительного этапа к допуску иностранных инвесторов на фондовые рынки разрешается участие резидентов ССАГПЗ в торгах с ценными бумагами. Так, в 2005 г. в Саудовской Аравии было разрешено инвестирование на фондовом рынке гражданам стран Совета сотрудничества, а в 2006 г. правительство королевства всерьез приступило к изучению возможности непосредственного (а не через паевые инвестиционные фонды) допуска иностранного капитала на фондовый рынок страны. Данный шаг особенно актуален для Саудовской Аравии, принимая во внимание то обстоятельство, что в королевстве работает около 7 млн. иностранных граждан и многие из них занимают руководящие должности и обладают существенными капиталами, которые они фактически не могут инвестировать в саудовскую экономику. Предполагается, что допуск иностранцев на фондовый рынок сможет в определенной степени уменьшить объем оттока капитала из страны. Так, к примеру, иностранцы в королевстве зарабатывают около 35 млрд. долл. в год, из которых 14,6 млрд. долл. переводится за границу14.
Деятельность зарубежных инвесторов с определенными ограничениями разрешена и в ОАЭ. Кроме того, с 2005 г. в свободной экономической зоне «Дубайский финансовый центр» действует Дубайская международная финансовая биржа, стандарты деятельности которой практически аналогичны принятым на биржах Гонконга, Лондона и Франкфурта. На этой новой площадке разрешена не только деятельность иностранных инвесторов, но и эмитентов. Представляется, что в перспективе эта биржа может стать одним из важнейших финансовых центров мира, что позволит странам ССАГПЗ существенно сократить отток нефтедолларовых средств за границу.
Статьи по теме:
Страховой надзор. Нормативная документация страхового надзора
Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года №4015–1 (с последними изменениями, внесенными Федеральным Законом от 07.03.2005 №12-ФЗ), определяет, что страховой надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового ...
Сущность
финансовых отношений предприятий и коммерческих банков
Все предприятия и организации, получающие денежную выручку, непременно должны прибегать к услугам банков для осуществления расчетов и хранения свободных денежных средств.
Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме акционерных обществ, их деятельность возможна только при услови ...
Развитие фондовых бирж стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива
Фондовые биржи стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ – интеграционной группировки, включающей в себя Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт и Саудовскую Аравию) после долгих лет пребывания на задворках финансовых рынков в последние годы стали стремительно развиватьс ...