Развитие фондовых бирж стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

Материалы » Развитие фондовых бирж стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

Страница 2

В результате существенного роста нефтяных котировок государства ССАГПЗ получили значительные финансовые ресурсы. И хотя цены на нефть с августа 2006 г. стали снижаться, доходы одной только Саудовской Аравии от экспорта нефти, по прогнозам на этот год, ожидались в 203 млрд. долл., что на 25% выше, чем в 2005 г. (162 млрд. долл.)1. В целом же страны ССАГПЗ получили в 2004 г. 190 млрд. долл. прибыли от экспорта нефти, в 2003 г. – 145 млрд. долл.2, в 2002 – 125 млрд. долл., в 2001 г. – 117 млрд. долл., в 2000 г. – 141 млрд. долл.3

Однако в то же время стоит отметить, что бурное развитие рынков акций в странах ССАГПЗ нельзя объяснить исключительно увеличением их доходов от экспорта нефти. Ведь исторически государства аравийской шестерки предпочитали вывозить капитал за границу и инвестировать его в наиболее ликвидные активы, главным образом в США и Европе. По некоторым оценкам, к 2001 г. активы Саудовской Аравии за границей составляли около 1 трлн. долл., Кувейта – 500 млрд. долл., ОАЭ – 350 млрд. долл.4 В настоящее время, по информации официальных источников, крупные аравийские инвесторы размещают за рубежом до 85% своих активов5. По оценкам лондонского Института международного банковского и финансового дела, страны ССАГПЗ за период 2000–2004 гг. экспортировали капитал на сумму 240 млрд. долл. Ожидается, что за 2005–2006 гг. эти государства инвестируют за границей еще около 360 млрд. долл. Основная часть этих средств направляется в такие высоколиквидные активы, как недвижимость, акции, облигации и т.д. В то же время необходимо отметить существенно снизившуюся с 2001 г. привлекательность для аравийских монархий инвестирования в страны Запада, главным образом в США. Так, в результате резкого ухудшения аравийско-американских отношений после терактов 11 сентября 2001 г. многие аравийские инвесторы стали выводить свои капиталы из США из опасений их возможного замораживания американскими властями. По оценкам различных специализированных изданий, страны Совета сотрудничества вывели до 400 млрд. долл. из американской экономики, в том числе Саудовская Аравия – 200–250 млрд. долл.6

Стоит также отметить, что Федеральная резервная система США с 2001 г. постоянно понижает учетную ставку для стимулирования экономического роста и стабилизации торгового баланса, в результате чего данная ставка находится на низшем за последние 40 лет уровне, что также снижает привлекательность размещения средств в США для аравийских инвесторов7. Кроме того, валюты государств аравийской шестерки жестко привязаны к доллару, что не позволяет центральным банкам этих стран производить переоценку своих валют по отношению к доллару и вынуждает их также поддерживать учетную ставку на низком уровне. Как следствие, темпы инфляции, вызванной притоком колоссальных средств в результате повышения цен на нефть, не покрываются ставками по депозитам. В данной ситуации фондовые биржи предлагают инвесторам гораздо более выгодное размещение капитала, что позволяет нивелировать воздействие инфляции и падение курса доллара.

Таким образом, наиболее приемлемой альтернативой размещению капиталов в США для инвесторов из стран ССАГПЗ стала его репатриация, почву для которой подготовили масштабные экономические реформы правительств аравийских монархий. Страны ССАГПЗ придают существенное значение проблеме возврата инвестированного за рубежом капитала при разработке программ экономических реформ, среди которых стоит отметить меры по приватизации, экономической либерализации, усилению роли частного капитала в экономике и, безусловно, развитию фондовых рынков. Представляется, что именно улучшившийся инвестиционный климат и более совершенная институциональная структура национальных экономик в государствах аравийской шестерки способствовали масштабному росту интереса местных инвесторов к внутренним капиталовложениям и, следовательно, бурному развитию фондовых рынков.

Среди наиболее важных законодательных мер в отношении деятельности рынков капитала в странах ССАГПЗ можно отметить следующие. В 2003 г. в Саудовской Аравии был одобрен закон о фондовых рынках, который содержит 4 основных компонента: создание официального фондового рынка с возможностью его приватизации; формирование комиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам; дерегулирование брокерских операций; создание депозитарного центра8. По новому закону, компаниям, зарегистрированным на саудовской фондовой бирже, разрешается также выпускать корпоративные облигации, что означает формальное создание рынка долговых обязательств. В 2004 г. была создана Комиссия фондового рынка (КФР) Саудовской Аравии, в ведении которой находятся все вопросы деятельности фондовой биржи. Можно отметить, что в целом требования, предписываемые КФР компаниям, осуществляющим первичное публичное размещение (ППР) акций, достаточно либеральны. Так, минимальная доля акций для ППР составляет 30% от общего капитала, компания-эмитент должна иметь 3-летнюю аудиторскую историю и оборотные средства, достаточные для ведения деятельности в течение 1 года. КФР не выдвигает требований о прибыльности компании, что существенно повышает привлекательность этого инструмента привлечения финансовых ресурсов для недавно созданных фирм, которым сложно показать высокие уровни прибыльности в первые годы своей деятельности без привлечения дополнительного капитала. В качестве одного из наиболее серьезных ограничений в этой связи можно отметить требование о минимальной сумме ППР, которая должна быть не менее 26 млн. долл.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Парабанковская система РФ
Парабанковская система РФ включает в себя кредитные союзы, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды. Кредитные союзы Кредитные союзы широко распространились после кризиса 1929 – 1932 гг. и оказались чрезвычайно эффективной и устойчивой формой финансовой самоорганизации населения, ...

Анализ системы планирования и организации предоставления услуг в ООО "B&B INSURANCE"
Система планирования и организации предоставления услуг в Агентстве Филиала "B&B INSURANCE" обладает рядом особенностей. Прежде всего, Агентство филиала ООО "B&B INSURANCE" не является полностью самостоятельной системой, поэтому планируемые направления его развития дол ...

Послевоенный механизм монетарной политики
В этот период банковская система преследовала основную цель - стимулирование экономического развития путем обеспечения дешевого финансирования возрождающейся национальной экономики. Экономика Японии имела стабильные темпы экономического роста. В 1955-1970 гг. реальный ВНП рос в средним на 9,7% еже ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru