Коэффициенты прибыльности (рентабельности). Эти коэффициенты применяются для обшей характеристики использования всего капитала, и рассматриваются как дополнительные к показателям вышеназванных групп коэффициентов. Для оценки кредитоспособности могут использоваться следующие показатели рентабельности.
Рентабельность единицы реализованной продукции (для узкоспециализированных предприятий) (%).
( 11)
Этот показатель имеет оптимальное значение на уровне 25% (п<1** темпах инфляции не выше 5—7 % в год).
Рентабельность всей реализованной продукции (при расширенном ассортименте производимой продукции, выполнения работ или оказания услуг) (%):
(12)
Данный показатель официально не имеет нормативного значения, но в некоторой экономической литературе указываются стандартные цифры оптимальной рентабельности — 15%.
Рентабельность всех активов предприятий (%) (11):
Учитывая разные объемы предприятий, особенности технологии производства, нормативное значение по этому показателю не устанавливается.
Все показатели рентабельности характеризуют лучшую отдачу функционирующего капитала, если они в динамике возрастают. По этому в банковской практике необходимо использовать данные показатели за несколько отчетных периодов или, по крайней мере, на две отчетные даты.
Класс каждого показателя устанавливается путем сопоставления фактического значения с его нормативным уровнем. Нормативные уровни некоторых показателей имеют мировые стандарты. Нормативные уровни других коэффициентов могут разрабатываться каждым банком на базе накопленной статистической информации о фактических значениях показателей по группам клиентов одинаковых отраслей экономики.
Число классов принято в размере трех. Первый класс показателя характеризует соблюдение нормативного значения или рост по сравнению с этим уровнем. Второй класс показателя отражает несколько сниженное значение по сравнению с нормативным. Третий класс показателя имеет низкое значение. Вопросы оптимального набора показателей решаются каждым коммерческим банком самостоятельно. Приведем классификацию некоторых показателей в зависимости от значений (см. таблицу 1.2.).
Таблица 1.2. - «Распределение показателей по классам» [7]
Показатели |
Нормативное значение |
Распределение по классам | ||
1-й |
2-й |
3-й | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности К а.л. |
0,2-0,25 |
0,2 и выше |
0,1-0,2 |
< 0,1 |
Коэффициент промежуточной ликвидности К п.л. |
0,7-0,8 |
0,7 и выше |
0,5-0,7 |
< 0,5 |
Коэффициент покрытия К п. |
2 |
2 и выше |
1-2. |
< 1 |
Обарачиваемость активов О а. |
— |
Ускорение |
На одном уровне |
Замедление |
Коэффициент автономии К а. |
0,5 |
0,5 и выше |
0,3-0,5 |
< 0,3 |
По большему числу показателей, попавших в соответствующий класс, определяется класс кредитоспособности предприятия. Такой набор показателей не позволяет осуществлять единый подход к оценке кредитоспособности. Это можно сделать на основе рейтинга. Рейтинг - выстраивание показателей в определенном порядке в зависимости от суммы баллов по каждому показателю и общей их суммы по всем показателям для оценки класса кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах путем умножения класса показателя на его долю в совокупности, принятой за 100. Доля в совокупности зависит от числа взятых показателей, учета особенности работы данного заемщика, ликвидности его баланса, положения на рынке, своевременности расчетов по кредитам и другим обязательствам, характера кредитования под определенные объекты и др. Значимость показателя определяются в банке индивидуально по каждому заемщику.
Статьи по теме:
Меры по развитию рынка
по страхованию финансовых рисков в Российской Федерации
Тенденции страхового рынка в России. Страхование кредитов.
На сегодняшний день это чуть ли не самый "проблематичный" вид страхования в нашей стране. Зачастую, в разных странах страховая защита банковских вкладов производится некоммерческими страховыми обществами или организациями абсолю ...
Шесть парадоксов ипотеки
На российском рынке ипотеки год можно смело принимать за добрый десяток лет - и эта бешеная скорость приводит к парадоксальным ситуациям. Некоторые из них обсуждались на Пятой всероссийской конференции «Ипотечное кредитование в России».
Парадокс №1. Число готовых взять ипотечный кредит в России у ...
Экономическое содержание: понятие и сущность
пластиковых карт
Банковское дело – одно из самых древних занятий человечества. Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является имитирование пластиковых карточек.
Банковская пластиковая карточка - это инструмент без ...