• полученные проценты по кредитным операциям - основной источник доходов коммерческого банка;
• кредитные операции - наиболее рисковые и потому наиболее ответственные для репутации банка и его устойчивости, поскольку в составе кредитных ресурсов преобладают привлеченные, а не его собственные средства;
• способность обеспечить возврат кредита от заемщика- показатель профессиональной состоятельности персонала банка и его руководства;
• размер, состав и структура кредитных вложений по степени риска и ликвидности является основой для расчета главных оценочных показателей банка - ликвидности и достаточности капитала.
Учет всех признаков кредитного риска позволяет разбить кредитный портфель банка и активы, подверженные кредитному риску, на четыре группы: стандартные активы, субстандартные (частично сомнительные) активы, сомнительные активы и безнадежные активы.
Совокупность четырех вышеперечисленных групп по кредитам на определенную дату есть валовой кредитный портфель банка. Оценка качества кредитного портфеля коммерческого банка строится на количественной и качественной оценках финансовых коэффициентов, характеризующих различные аспекты кредитной политики банка. Их можно разделить на четыре группы показателей:
· показатели доходности кредитных вложений;
· показатели качества управления кредитным портфелем;
· показатели достаточности резервов на покрытие возможных убытков;
· интегрированные показатели совокупного кредитного риска банка.
Пассивные операции.
С их помощью банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.
Исторически пассивные операции играли первичную и определяющую роль по отношению к активным, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов.
Для банков вклады — это главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций. Вклад (депозит)
— это денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными.
Оценка эффективности проведения активных и пассивных операций банка осуществляется с помощью рейтинговой системы оценки.
Рейтинг - это качественная сравнительная внешняя дистанционная оценка совокупности банков, которая представлена в виде списка. Рейтинговые списки служат дополнительным источником информации для пользователей при работе на денежно-кредитном рынке. В этой информации нуждаются все участники финансового рынка: банки, их реальные и потенциальные клиенты и акционеры, биржи, аудиторские фирмы, государственные органы банковского надзора и др.
Рейтинговая система состоит из пяти технологических ступеней. На первой ступени осуществляется формирование групп банков, наиболее близких друг другу по сроку деятельности, количеству филиалов, величине валюты баланса, наличию валютной лицензии и другим существенным, по мнению разработчиков, факторам.
Статьи по теме:
Добровольное страхование автомобиля
Вид страхования АвтоКАСКО становится с каждым годом все популярнее. И статистика ДТП, а также необходимость оформлять полис КАСКО при покупке автомобиля в кредит далеко не на первом месте среди причин такой популярности.
Прежде всего страхование АвтоКАСКО оформляется по причине дороговизны услуг ...
Направления совершенствования подходов оценки кредитоспособности
Перемены, происходящие в экономике Беларуси, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования. Банки, как коммерческие организации несут при проведении своих операций самые разнообразные риски. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом ...
Анализ целевых сегментов
Особую роль для детального анализа рынка имеет его сегментирование, т.е. разделение неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет в свою очередь выделить группы с близкими или идентичными интересами или потребностями. Сегментация позволяет: во-первых, более т ...