4) Платность. «За все нужно платить». Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, величина которого зависит от следующих факторов:
А. Общие (макроэкономические):
- соотношение спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная) на заемные средства;
- тип политики ЦБ (при рестрикционной - процент растет; при экспансионистской - снижается);
- уровень инфляции (прямая зависимость);
- международный фактор (удорожание кредитов на рынках Западной Европы, ведет к удорожанию ссуд в России в целях снижения перелива капитала).
Б. Частные (зависящие от самих участников кредитного процесса):
- себестоимость ссудного капитала (прямая взаимосвязь: в крупных банках себестоимость ниже);
- кредитоспособность заемщика, риск кредитования;
- срок, объем и цель предоставления ресурсов;
- способ обеспечения возвратности кредитов (чем надежнее обеспечение, тем ниже процент по кредиту).
5) Обеспеченность кредита свидетельствует о том, что в обороте заемщика в любой момент пользования ссудой должны быть высоколиквидные активы, которые могут обеспечить погашение долга (залог имущества и прав, уступка требований, гарантии и поручительства).
6) Дифференцированный подход к заемщику при кредитовании означает установление различных условий кредита (форма обеспечения, сумма, срок, процент) в зависимости от классности клиента (первоклассным заемщикам - льготные условия, заемщикам 3-го класса - более жесткие условия).
Статьи по теме:
Основные методы оценки кредитоспособности заёмщика
Разнообразие определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают применение множества подходов к решению данной проблемы.
Анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов:[5]
1) метод сбора информации о клиенте;
2) на основе финансовых коэффициент ...
Контроль за расходами страховых компаний
К основным затратам страховщиков относятся:
а) страховые выплаты по прямому страхованию;
б) отчисления в страховые резервы, в том числе резерв предупредительных мероприятий, и фонд пожарной безопасности;
в) страховые взносы, переданные в перестрахование;
г) возмещения доли страховых выплат по ...
Размещение ценных бумаг
При эмиссии эмиссионных ценных бумаг размещение их может осуществляться путем:
1. распределения акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении;
2. распределения среди акционеров акционерного общества;
3. подписки;
4. конвертации.
Подписка ценных бумаг – это размещение ценных ...