Кредит происходит от латинского «сrеditum» (ссуда, долг) и «сredeге» (доверие, верить) и означает предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процентов. Кредит предлагается понимать на двух уровнях — как определенную денежную сумму, выделяемую банком на известную цель, и как определенную технологию удовлетворения заявленной заемщиком финансовой потребности, с другой стороны, предлагается различать указанную технологию и результаты ее применения. Воспользовавшись этим подходом, можно утверждать, что кредит как продукт деятельности банка представляет собой:
1) сумму денег, предоставляемую банком заемщику и удовлетворяющую изложенным выше базовым признакам кредита, отражающим его специфическую экономическую и правовую природу;
2) кредитный продукт – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказать кредитную услугу нуждающемуся в ней клиенту.
Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках данного процесса высвобождаются временно свободные средства, которые могут быть источником кредита, на других — возникает потребность в них. Но для превращения потенциальной возможности кредита в экономическую реальность нужны определенные условия:
Ø согласование интересов кредитора и заемщика,
Ø самостоятельность в юридическом плане субъектов кредитной сделки (кредитор и заемщик), материально гарантирующих выполнение обязательств, вытекающих из экономических связей и предмета кредитного договора.
Кредит является разновидностью экономической сделки, договором между юридическими и/или физическими лицами о займе (ссуде), в соответствии с которым один из участников сделки (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (в некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости и с оплатой этой услуги в виде процента.[]
В Гражданском кодексе РФ понятия «заем» и «кредит» различаются содержательно по ряду признаков. Из их сравнения вытекает, что кредит (частный случай отношений займа) обладает следующими специфическими свойствами:
Ø в нем речь должна идти о передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заемщику) не любых вещей, а только денег, причем лишь во временное пользование (не в собственность заемщика). При этом указанные деньги могут не являться собственностью и самого кредитора;
Ø он не может, если иное не предусмотрено в договоре, быть беспроцентным. При этом договорное оформление (в письменном виде) выдачи/получения кредита рассматривается как обязательный, хотя и не специфический для кредитной сделки параметр.
Для договора займа письменная форма не всегда обязательна. В нем в качестве кредитора выступает не любое лицо, а только кредитная организация (как правило, банк). В этом смысле кредит - это банковский кредит в денежной форме. При этом имеется в виду активный вариант кредитования, когда банк не получает, а сам дает кредит. Обязательство банка выдать кредит в соответствии с заключенным договором носит безусловный характер; возвращается кредит также в денежной форме. В соответствии со ст. 819 ГК РФ «по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных в договоре, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты». Наконец, выданный заемщику кредит банк первоначально обязательно зачисляет на специально для этого открываемый ссудный счет.
Статьи по теме:
Место филиала ОАО «ТрансКредитБанк» на рынке банковских услуг
ОАО «ТрансКредитБанк» развивает систему расчетов по банковским. Общее количество выпущенных магнитных карт на 01.01.08г. составило свыше 32000 единиц. Все эмитированные банком пластиковые карты являются магнитными и дебетовыми, за весь период была выпущена всего одна кредитная карта.
Количество к ...
Понятие, сущность риска. Виды риска
Риск – это событие, способное (в случае его реализации) оказать влияние на ход выполнения проекта. Риски существуют во всех проектах, но не всегда реализуются. Риск, который реализовался, превращается в проблему.
Воздействие, или последствие риска – влияние реализовавшегося риска на возможность в ...
Сущность и принципы
банковского маркетинга
Первоначально банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80 г. г. сформировалась концепция банковского маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.
Усиление конкуренции и увеличение требований клиентов к ...