Виды кредита – конкретное приложение кредита на практике, характеристика особых организационно-экономических признаков.
Для их классификации в банковской практике используется ряд критериев:
Ø сфера использования: производственный и потребительский кредиты;
Ø конкретное проявление движения ссудного фонда: товарный, денежный и смешанный кредит;
Ø срок кредитования. В российской экономической практике краткосрочными считаются кредиты, выданные на срок до одного года, долгосрочными — выданные на срок свыше года. В западных странах краткосрочным считается кредит на срок до года или двух лет; среднесрочным — от года до пяти (в некоторых странах — от пяти до десяти лет); долгосрочным — свыше пяти, а в некоторых странах — свыше десяти лет;
Ø институциональный критерий определяет, кто в кредитной сделке выступал в качестве кредитора. Формы кредита, определяемые этим критерием, как правило, одноименны участнику — кредитору: банковский кредит; коммерческий (хозяйственный); государственный; гражданский (частный, личный); международный.
Однако в соответствии с отечественными нормами гражданского, налогового и бюджетного права различают банковский, товарный, коммерческий, бюджетный (в том числе налоговый) кредиты. В практической деятельности коммерческие банки руководствуются этими нормами лишь в границах возможности судебного разбирательства. В реальной жизни банки пользуются указанными выше категориями (формами) кредита и надеются, что они будут отражены в банковском кодексе, проект которого обсуждается банковским сообществом.
Эта, казалось бы, чисто теоретическая проблема классификации кредитов проявляется в искажении статистической информации по кредитованию экономики. Так, полученный промышленным предприятием кредит проходит по статье «кредитование промышленности», хотя фактически он может быть использован на не связанные с промышленным производством цели. Кроме того, такая классификация кредитов целесообразна при разработке мер налогового стимулирования. Государство, желая стимулировать развитие определенных форм кредитования (потребительского, ипотечного кредитования, лизинга и т. д.), должно предоставлять налоговые льготы кредиторам по данным формам кредитов.
Кредиты могут различаться в зависимости от участников кредитной сделки (население, корпоративные клиенты, федеральные структуры и органы исполнительнее власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовые организации), характера обеспечения и по другим показателям. Многообразие клиентской базы предопределяет сложную структуру кредитного портфеля банка и влияет на виды банковских кредитов для целевых групп потребителей.
По экономическому характеру объектов кредитования кредиты бывают:
Ø на формирование оборотных средств предприятия;
Ø на реконструкцию, модернизацию;
Ø на неотложные нужды;
Ø под товарно-материальные ценности (сырье и основные материалы, запасы, незавершенное производство), а также на временные нужды под сверхплановые затраты;
Ø под затраты (сезонное производство, подготовка новых производств);
Ø расчетные (в связи с отгрузкой готовой продукции, открытие аккредитива);
Ø платежные кредиты (несвоевременное поступление средств за отгруженный товар);
Ø на распределительные операции (под покрытие временных разовых потребностей при отсутствии свободных денежных средств).
Основными принципами кредитования, вытекающими из сущности кредита, являются: срочность, платность, возвратность, целевой характер использования кредита, его материальная обеспеченность.
К этим принципам можно добавить:
Ø принцип осторожности, предполагающий защиту интересов участников кредитной сделки;
Ø принцип соответствия, согласно которому руководство кредитуемой организации должно делегировать при определенных условиях индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии не только выполнять те задачи, которые перед ним поставлены в процессе кредитования, но и нести ответственность (в том числе материальную).
Коммерческие банки развитых стран используют при оценке кредитной политики систему принципов САМPARI:
С - Character — характеристика клиента;
А - Ability — способность клиента управлять собственными финансами или способность к возврату кредита;
М - Margin— маржа (доходность);
Р - Purpose — цель кредита;
А - Amount — размер (сумма) кредита,
R - условия погашения кредита;
I - Insurance— страхование риска непогашения ссуды.
Новосибирским экономистом Н.Т. Стрельцовой в результате теоретического изучения этих принципов и практического ознакомления с их реализацией в зарубежных банках, были сформулированы принципы рационального кредитования «ИКОНСУМ», также используя аббревиатуру из начальных букв:
Статьи по теме:
Организация совершения валютных расчетов при экспортно-импортных операциях
в ОАО «Русфинансбанк»
Очередным этапом в развитии открытого акционерного общества «Русфинансбанк» стал 2007 год.
По результатам работы в 2007 г. ОАО «Русфинансбанк» занял достойное место среди кредитных организаций России и Урала. В рейтинге российских банков «Топ-1000» РИА «РосБизнесКонсалтинг» на 01.01.2008 года ОАО ...
Имущественное состояние банка
Банковский бизнес значительно отличается от другого бизнеса. Банки не вовлечены в традиционную операционную деятельность такую, как приобретение запасов, оборудования и внеоборотных активов, и не производят материальные продукты, тесно связанные с этой деятельностью. Однако в настоящий момент они ...
Анализ комплекса маркетинга в банке
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит банковской услуге – ведь именно она должна удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара или услуги – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потреб ...