В этих условиях Сберегательный банк РФ не только подтвердил репутацию самого надежного банка страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ к банковским услугам значительному количеству новых клиентов. Сбербанк России к 2000 году значительно укрепил свои позиции на приоритетных сегментах рынка. Существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных клиентов: доля Банка на рынке составляла около 25 %, более 1 миллиона юридических лиц – клиенты Сбербанка России. Банк продолжал активно работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств, корпоративных ценных бумаг.
Наращивая присутствие на приоритетных сегментах финансового рынка, Банк стремился обеспечить адекватное увеличение собственного капитала, диверсифицировать ресурсную базу, улучшить структуру активов, повысить рентабельность работы. Размер капитала на начало 2000 года составил 29,6 млрд. рублей. Прирост капитала, в основном, обеспечивался чистой прибылью Банка, которая только в 1999 году составила 8,4 млрд. руб. Определенная Концепцией банка политика приоритетного направления инвестиций в реальный сектор экономики реализовалась в значительном росте кредитного портфеля Банка, который на начало 2000 года составил 46 % от размещенных средств, превысив объем вложений Банка в государственные ценные бумаги. Кредитный портфель Банка превышает 30 % общего объема кредитов юридическим лицам. Значительно сократились объемы межбанковских кредитов, которые на текущий момент представляют собой, в основном, инструмент управления краткосрочной ликвидностью. Последовательно наращивается участие Банка в сфере инвестиционного кредитования и проектного финансирования. Объем инвестиционных долгосрочных кредитов на начало 2000 года превысил 10,5 млрд. рублей и 320 млн. долларов.
Если провести анализ темпов прироста выданных кредитов юридическим лицам Сберегательным банком РФ по Алтайскому краю за период 2000 - 2005 гг. (рис. 2) можно сделать вывод, что, как и в целом по России, в этот период в Алтайском крае наблюдается ежегодный рост объемов выданных кредитов юридическим лицам. За 2000 год всего выдано кредитов на 4 126,7 млн. руб., из них выдано кредитов юридическим лицам - 3 062,9 млн. рублей. При этом структура кредитного портфеля Алтайсбербанка такова: более всего - 35,4 % кредитов получил промышленный сектор экономики (Алтайкокс, Алтайхимпром), торговля - 23,6 %. Военно-промышленный сектор экономики, а также предприятия тяжелого машиностроения получили 128 млн. рублей. В составе кредитных вложений в 2000 г. наибольший удельный вес занимали краткосрочные кредиты - 80,1 %, за первое полугодие 2001 года их объем вырос на 36,9 %. Долгосрочные ссуды выросли на 34 %, их доля не изменялась и составляла 16 % в общей сумме ссудной задолженности клиентов банков на конец 2000 г. С начала 2001 года наблюдались структурные сдвиги в составе кредитного портфеля: снизился удельный вес стандартных ссуд с 92,5 % до 92,2 %, сомнительных - с 3,6 % до 1,2 %, выросла доля нестандартных ссуд с 1,4 % до 2,7 %, безнадежных - с 2,6 % до 3,9 %. Однако темпы прироста кредитования юридических лиц Сбербанком РФ по Алтайскому краю в целом, превышают общероссийские: за 2000 г. прирост объемов кредитования составлял 89 %, за 2001 год - 72 %, за 2002 г. – 52 %.
В 2003 г. экономисты России отмечают стабильную ситуацию на валютном и финансовом рынках, сильный платежный баланс и расширение внутреннего спроса. В этом году темп прироста объемов кредитования юридических лиц в Алтайском крае на 15 % был выше аналогичного показателя 2002г.; количество выданных кредитов увеличилось в Алтайском филиале Сберегательного банка РФ почти в 1,7 раза.
В 2004 – 2005 гг. объемы предоставленных кредитов юридическим лицам продолжали расти: прирост 2004 г. – 25 %, 2005 – 24 %.Данная тенденция свидетельствует о постоянном росте доверия к Сберегательному банку РФ. Кроме того, на сегодняшний день, как отмечают в Алтайском Союзе предпринимателей, лишь Алтайский банк Сбербанка РФ стал активнее работать с юридическими лицами, давать кредиты на большие суммы, увеличивать сроки возврата.
Статьи по теме:
Особенности комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве
Комплекс маркетинга - набор допускающих контроль переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Комплекс маркетинга включает в себя четыре составляющих: товар, цена, методы распределения, методы стиму ...
Перспективы развития различных услуг кредитования
населения
В настоящее время в российской экономике наблюдается стабилизация, постепенное увеличение жизненного уровня населения. Это способствует более оптимистичному взгляду на будущее. Складывающаяся ситуация явилась одной из основных причин развития рынка кредитования частных лиц: выдачи потребительских ...
Деятельность Всемирного банка,
направленная на социальное развитие
Всемирный банк оказывает экономическую поддержку различным социальным программам во всем мире. Так, с конца 80-х годов займы Всемирного банка, направляемые школам во всем мире, увеличились вдвое. В 90-е годы они составляли в среднем 1,8 млрд. долл. в год. Последним примером займа ВБ на нужды образ ...