Целью менеджмента является оказание помощи управляющим банками в понимании того, каким образом информацию, содержащуюся в банковских финансовых отчетах, можно использовать в качестве вспомогательного средства в процессе принятия решений, а также для определения эффективности работы их банков.
Два наиболее важных финансовых отчета – баланс и отчет о прибылях и убытках – можно рассматривать как перечни входящих и исходящих финансовых потоков, что показано в таблице 1. В отчете о финансовом состоянии отражены размеры и состав источников средств (входящие потоки), которые привлечены банком для финансирования своей кредитной и инвестиционной деятельности, а также распределение определенной части этих средств на выдачу кредитов, покупку ценных бумаг и другие нужды в любой конкретный момент времени.
Напротив, вводимые финансовые факторы и финансовые результаты деятельности в отчете о доходах, расходах и прибыли показывают, сколько стоило банку привлечение депозитов и других источников финансирования для получения доходов от использования этих средств. К расходам относятся процентные выплаты вкладчикам и другим кредиторам банка, расходы на оплату труда наемных управляющих и рядовых сотрудников, накладные расходы, связанные с приобретением и использованием помещений и оборудования, налоги за пользование государственными услугами. В отчете о доходах, расходах и прибыли отражены также доходы (поток наличности) от продажи банковских услуг широкой публике, включая предоставление кредитов, лизинговые операции и обслуживание депозитов клиентов. Наконец, в этом отчете отражен чистый доход банка после вычета всех расходов из суммы всех доходов; часть чистого дохода возвращается в дело для целей будущего развития, часть идет акционерам в качестве дивидендов.
Баланс, или отчет о финансовом состоянии, представляет собой перечень активов, пассивов и акционерного капитала (средства владельцев), находящегося в собственности банка или инвестированного в банк, в любой момент времени. Поскольку банк является предприятием, продающим продукцию особого вида, то должно быть верным исходное уравнение баланса:
Активы = Пассивы + Акционерный капитал.
В банковском деле к активам баланса относят: наличность в хранилище и депозиты в других депозитных учреждениях (С), государственные и частные процентные ценные бумаги, покупаемые на открытом рынке (S), кредиты и финансирование аренды, предлагаемые потребителям (L), и второстепенные активы (МА). Пассивы распадаются на две важнейшие категории – депозиты, принадлежащие различным потребителям (D), и недепозитные заимствования на рынках денег и капитала (NDB). Наконец, акционерный капитал представляет собой долгосрочные средства, которые владельцы вложили в банк (EC) (см.табл.2.). Теперь формулу баланса можно представить следующим образом:
Активы = Пассивы + Акционерный капитал,
или
С + S + L + MA = D + NDB + EC
Наличность (С) как актив необходима для удовлетворения потребностей банка в ликвидных средствах (т.е. тех, которые можно без промедления расходовать в случае изъятия депозитов на предоставление кредитов и удовлетворение других непредвиденных или срочных потребностей). Капиталовложения в ценные бумаги (S) являются резервным источником ликвидности и одним из источников дохода. Кредиты (L) предоставляются главным образом с целью получения дохода, а второстепенные активы (МА) – это обычно фиксированные активы, принадлежащие банку (здание и оборудование), и инвестиции в дочерние предприятия банка (если таковые имеются). Депозиты (D) служат, как правило, основным источником финансирования банка, недепозитные заимствования (NDB) – дополнение к депозитам и средством повышения ликвидности, когда она не полностью обеспечивается наличностью и ценными бумагами. Наконец, акционерный капитал (ЕС) образует долгосрочный и сравнительно стабильный финансовый фундамент, на котором банк развивается и с помощью которого покрывает любые непредвиденные убытки.
Статьи по теме:
Анализ структуры
обязательств
Обязательства Группы увеличились в 2009 году на 5,7% и составили 6326,1 млрд руб. Рост обязательств связан с ростом привлеченных средств физических лиц на 21,7 % до 3787,3 млрд. руб. Одновременно средства корпоративных клиентов снизились на 1,9%. Прочие заемные средства снизились на 27,6% до 115,2 ...
Специфика рынка банковских услуг
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции, и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США.
Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении ...
Анализ обеспеченности Республики Саха и России банковскими кредитными
ресурсами
Сегодня по состоянию на 01.01.09 всего 5 действующих республиканских банков в РС (Я). Кроме того, в Якутии открыты 38 филиалов инорегиональных банков и 9 филиалов местных региональных банков. В 2006 г. в республику вошли три новых банка, в 2008 году – еще один банк. Тенденция очевидная, учитывая, ...