Таким образом:
, (10)
С обострением конкуренции на рынке кредитов и других доходных активов и по мере того, как многие кредиты переходили в разряд просроченных, все большее число банков стали обращать внимание на увеличение непроцентной прибыли в форме комиссионного вознаграждения. Подобное вознаграждение значительно повышает размер совокупной прибыли и помогает увеличить чистую прибыль, направляемую на выплаты акционерам. Банковские менеджеры прилагают также свои усилия к сокращению той доли совокупных ресурсов, которая направляется в не приносящие доход активы (в том числе в кассу банка, в основные средства и нематериальные активы). Одним из широко применяемых показателей относительной важности не приносящих доход активов (по сравнению с такими активами, которые приносят непосредственный доход банку) является показатель доходной базы:
Доходная
База = (11)
Активов
Менеджеры и сотрудники банка, у которого сокращается доходная база, должны обычно работать с большей интенсивностью для поддержания уже достигнутого уровня доходов.
При анализе того, насколько успешно функционирует любой конкретный банк, зачастую полезно разложить некоторые из показателей прибыльности на ключевые составляющие. Например, ROE и ROA – два наиболее популярных и широко используемых показателя – тесно связаны между собой. У обоих один и то же числитель – прибыль после упалты налогов. Поэтому два этих показателя прибыльности могут быть связаны напрямую:
ROE = ROA*, (12)
Или другими словами:
Отметим, что чистая прибыль банка равна его совокупным доходам за вычетом его операционных расходов и налогов. Исходя из этого:
ROE =
Данная взаимосвязь говорит о том, что банковская прибыль, направляемая его акционерам, в высшей степени чувствительна к тому, за счет каких источников формируются ресурсы банка, что больше используется – долговые обязательства (включая депозиты) или средства владельцев банка. Даже банк с низким уровнем ROA может достичь относительно высокого уровня ROE путем широкого использования долговых обязательств (увеличения соотношения собственных и заемных средств) и малого использования капитала акционеров.
Фактически взаимосвязь ROE и ROA однозначно показывает ту фундаментальную зависимость между рискованностью и прибыльностью, с которой сталкиваются банковские менеджеры. Банку, у которого прогнозируемый на текущий год показатель ROA составляет около 1%, потребуется 10 долл.активов на каждый доллар капитала для того, чтобы показатель ROЕ достиг 10%. Таким образом, на базе уравнения (12) получаем:
ROE = ROA
Однако если ожидается, что банковский показатель ROA снизится до 0,5%, достичь уровня ROЕ в 10% возможно только тогда, когда каждый доллар капитала обеспечивает 20 долл.активов. другими словами:
ROЕ =
Можно построить таблицу соотношения рискованности и прибыльности аналогично таблице, приведенной ниже, на основе которой можно выяснить, какой уровень соотношения долговых обязательств и акционерного капитала должен соблюдаться для достижения банком желаемого его акционерами уровня прибыльности. Из таблицы следует, что банк, соотношение активов и капитала которого находится в пределах от 5 до 1, может ожидать ROЕ в 2,5% при ROА-0,5% и ROЕ в 10% при ROА-2%. Напротив, при соотношении активов и капитала, равном 1, банк может достичь ROЕ в 10% путем получения невысокого показателя ROА-0,5%.
Статьи по теме:
Особенности проведения кредитных операций в период финансового кризиса
Данный вопрос был рассмотрен на примере аналитики деятельности коммерческих банков Украины.
В поле зрения попали десять крупных банков, которые активней всего работают с физическими лицами. Трое из них действительно приостановили выдачу некоторых видов кредитов: один полностью, а два отказались д ...
Основные цели и функции деятельности Центрального банка РФ
Остановимся более подробно на целях и функциях Банка России, операциях которые он выполняет для упорядочивания денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики.
Законодательно закреплены следующие основные цели деятельности Центрального банка РФ:
· защита и обеспечение устойчивости руб ...
Задачи службы
маркетинга в банке и ее организационная структура
Основные задачи службы маркетинга в банке [13, с.264]:
1. Анализ окружающего рыночного пространства с его сегментированием и определением своих стратегических зон деятельности (СЗД) (городов, регионов, стран), где возможны открытия своих дочерних структур, филиалов, представительств и т.д.
2. Ан ...