Можно выделить две группы специфических причин, объясняющих низкие темпы развития онлайновых банковских услуг в России. Первую группу составляют внешние (макроэкономические) причины:
1) вследствие отсутствия традиций не получили развития ранние формы дистанционного банковского обслуживания, на базе которых можно было бы активно внедрять современные системы онлайнового банкинга;
2) низкий уровень доходов значительной доли российского населения не позволяет осуществлять сбережения больших объемов финансовых ресурсов и, следовательно, размещать их на банковском рынке;
3) недостаточное предложение онлайновых банковских услуг;
4) проблемы с обеспечением безопасности онлайновых услуг (табл.3.3)
Табл.3.3 Факторы, сдерживающие распространение онлайновых услуг в России
|
Факторы |
Вес (%) |
|
Низкие функциональные возможности |
9 |
|
Высокая стоимость |
7 |
|
Проблемы безопасности |
20 |
|
Недостаточная информированность клиентов |
17 |
|
Невостребованность со стороны клиентов |
5 |
|
Отсутствие предложений со стороны банков |
34 |
|
Другие причины |
4 |
К внутренним (микроэкономическим) факторам, объясняющие низкие темпы развития онлайновых банковских услуг в России, следует отнести:
а) со стороны банковских клиентов - низкие функциональные возможности онлайновых систем, высокую стоимость онлайнового обслуживания, недостаток у банковских клиентов достоверной информации о данном виде услуг;
б) со стороны банков - не понимание возможного влияния онлайновых финансовых услуг на развитие банковского бизнеса; незнание требований и условий, которые необходимо соблюдать для организации удобного и безопасного онлайнового сервиса и др.
Согласно исследованию компании Cap Gemini\Ernst & Young доля банковских операций, совершаемых через Интернет, в Европе составляет - 25%, в США - 20%, в России - 3-4%.
В настоящее время можно выделить наиболее перспективных направлений развития банковских услуг в России. Во - первых, значительно возросла активность разработчиков специализированного оборудования и программного обеспечения для нужд онлайнового банкинга как среди отмеченных компаний, специализирующихся на банковской автоматизации, так и среди иностранных, выходящих на российский рынок. Имеются все основания предположить, что в ближайшие годы разовые контакты между поставщиками и заказчиками данных услуг могут перерасти в долгосрочные партнерские отношения. При этом роль технологических компаний на российском рынке онлайновых финансовых услуг будет возрастать.
Во - вторых, развитие банковских онлайновых услуг происходит либо в комплексе, либо параллельно с разработкой средств электронной коммерции - онлайновых платежных и торговых систем. Следует добавить, что параллельно с услугами онлайнового банкинга в банках и дочерних компаниях активно развиваются и другие онлайновые финансовые услуги: интернет - тренинг и интернет - страхование. Скорее всего, в ближайшее время в России появятся первые телекоммуникационные финансовые холдинги.
Статьи по теме:
Совершенствование организации оценки платежеспособности заёмщика в коммерческом
банке
В целом, оценка кредитоспособности заемщика по методике ЗАО «Русь – Банк» дает четкие результаты, кредитоспособность оценивается качественно, методика отвечает современным требованиям. Основными достоинствами данной методики является оценка «кредитной истории», анализа рынка, на, котором действует ...
Становление и развитие
банковского дела
В обиходном представлении советских людей банк выглядел отчужденным от них государственным денежным учреждением. Единственные близкие сердцу и карману человека банки назывались ранее сберегательными кассами и в сознании рядового человека не ассоциировались с понятием «банк».
В историческом плане ...
Динамика процесса кредитования юридических лиц за
1998 – 2005 гг
Процессы, происходившие в период после августа 1998 года в реальном секторе, отразились и на динамике показателей банковского сектора.
Рассмотрим темпы прироста показателей банковского сектора в реальном исчислении за период 1998- 2005 гг.
В этот период отмечались следующие изменения. После криз ...