В середине 90 - х. гг. появился интернет - банкинг, что явилось прорывом в дистанционном банковском обслуживании. В отличие от телефонного - банкинга, при котором телефон был изначально плохо приспособлен для совершения банковских операций, в отличии от ПС - банкинга, при котором требовалось установление специального программного обеспечения и обязательное модемное подсоединение к сети банка, в отличии от видеобанкинга, при котором требовалось покидать свой дом для совершения банковских операций в силу своей доступности, универсальности и гибкости сетевой среды.
Значительное снижение стоимости персональных компьютеров, телекоммуникационного оборудования и доступа к Интернету привело к повышенному интересу к интернет-банкингу как со стороны самих банков, так и со стороны банковских клиентов. В настоящее время интернет - банкинг активно развивается в Европе (Швеция, Финляндия, Германия) и США. Так, в 2000 г. в США более 1700 банков обладали электронными представительствами и свыше 600 предлагали различные формы дистанционного банкинга. При этом 71 из 100 крупнейших банков США предоставляли своим клиентам онлайновые услуги, в том числе 9 из 10 самых крупных. В таблице 3.1 показаны темпы развития онлайнового банкинга в США
Табл.3.1 Темпы развития онлайнового банкинга в США
Группы банков по величине капитала |
Процент национальных банков, предлагающих онлайновые услуги | |||
II квартал 2006г. |
III квартал 2007г |
IV квартал 2008г |
I квартал 2009 г | |
Менее 100 млн. долл. |
2 |
7 |
20 |
34 |
От 100 млн. до 1 млрд. долл. |
7 |
27 |
51 |
73 |
От 1млрд. до 10 млрд. долл. |
27 |
62 |
79 |
89 |
Более 10 млрд. долл. |
53 |
100 |
100 |
100 |
Всего: |
6 |
20 |
37 |
45 |
В России несколько десятков банков занимались внедрением систем онлайнового банкинга, ориентируясь на физических и юридических лиц. Большинство банков, внедряющих онлайновые услуги, относились к категории средних и малых банков. Существенный недостаток интернет - банкинга - утрата физического контакта клиентов с банковскими служащими, сто для многих является серьезной психологической проблемой.
Позже появилась новейшая форма дистанционного банковского обслуживания - мобильный банкинг. В настоящее время существует две его разновидности:
1) на базе протокола Wireless Access Protocol - WAP - банкинг;
2) с использованием протокола Short Message Service - SMS-банкинг. Потом появилась продвинутая версия второй разновидности мобильного банкинга: протокол Multimedia Message Service - ММС - банкинг. В случае WAP-банкинга сотовый телефон или персональный коммуникатор играет примерно такую же роль, как компьютер при интернет-банкинге. Очевидным преимуществом WAP-банкинга является удобство для пользователя - возможность навигации по сайту банка, наглядное предоставление и удобный ввод информации. Преимущество SMS - банкинга простота, доступность и дешевизна.
Статьи по теме:
Инструменты денежно-кредитной политики
Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке (Банка России)» являются:
Процентные ставки по операциям. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную поли ...
Эволюция государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ
Практически по всем займам для населения, выпущенным с 1927 по 1945 год, была проведена конверсия в облигации с более длительным сроком погашения и меньшими процентными ставками (например, вместо 10 лет - 20, вместо 8% - 4 и т.п.). Подавляющее большинство займов, выпускаемых с 1947 по 1957 год, бы ...
Платежная система Республики Беларусь и ее элементы
Термин «платежная система» в нашей стране начал активно использоваться с середины 1990-х гг. и почти полностью заменил ранее применявшееся сочетание «система безналичных расчетов». Появление этого термина связано с внедрением на территории республики международных платежных систем (VISA, Europey и ...